Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Христианство на Кипре: обзор, главные события, достопримечательности и персоны
Христианство на Кипре
Часть 6: период правления англичан и годы после обретения независимости
372
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
21.02.2022

Подходила к концу эпоха правления на Кипре Османской империи, а значит и иноверцев, с позиции христиан. К тому же большими темпами менялась ситуация в мире и расстановка политических сил на карте.
В сфере духовной люди искали ответы на свои извечные вопросы и опору в жизни земной, возлагая надежды и уповая на милость божию.
Церковной власти в те годы покой «лишь только снился», ведь с приходом новых правителей на остров приходят не только новые порядки, но и испытания.

Период правления англичан (1878-1960) и годы после обретения независимости

Новый период в истории кипрского народа и Кипрской Православной Церкви (КПЦ) начался по окончании русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), в результате которой остров был передан Англии взамен полученного обещания последней помогать в защите северо-восточных границ Азиатской Турции.

По условиям Кипрской конвенции, подписанной в Стамбуле 4 июня 1878 года, Британия получила управление островом (протекторат).

В том же году была основана Англиканская церковь Кипра.

Формально остров продолжал являться частью Османской империи, ровно до того момента как турки вступили в Первую Мировую войну на стороне Германии.

Надо сказать, что православных киприотов вначале очень обрадовал и воодушевил переход от правления мусульман к христианам.

Местное население несколько наивно полагало, что новые правители захотят содействовать «энозису» киприотов с Грецией. Прибытие на остров первого верховного комиссара было встречено делегацией во главе с архиепископом Софронием. На некоторых православных сайтах содержится его высказывание:

«Мы соглашаемся на перемену правления... поскольку верим, что Англия поможет Кипру, как она уже помогла в том Ионическим островам, объединиться с «матерью» — Грецией, с которой его [Кипр — прим. Е.Т.] связывают общие национальные узы».

 

Однако новая реальность очень быстро охладила самых пылких мечтателей: кроме политических и социальных нововведений на Кипре развернулась активная протестантская пропаганда.

Так если в прошлом при франках и венецианцах КПЦ вынужденно признавала над собой папскую власть, то новая власть стала предпринимать попытки секуляризации (букв.: обмирщения, изъятия у Церкви с передачей в ведение гражданской, светской власти) всех институтов острова.

Представители высшего духовенства страны попытались было энергично воспротивиться и помимо забот духовного окормления приняли участие в политике. Духовенство начало использовать конфликт с государством для обретения лидерства в греческом национально-освободительном движении, направленном против колониального господства Альбиона.

В 1900 г. потенциальные колонизаторы и вовсе решили либо полностью упразднить статус предстоятеля Церкви, либо поставить удобного новым правителям архиепископа.

Эффективно показавший себя ранее принцип «разделяй и властвуй» славно заработал и здесь: на острове образовались две годами боровшиеся друг против друга церковные «партии», выдвигавшие своих кандидатов на ставшую вакантной кафедру. В 1909 году православная община все-таки избрала нового архиепископа, который впоследствии снискал себе репутацию просветителя и реформатора КПЦ.

Таким образом, в годы первого десятилетия ХХ века деятельным тружеником, способствовавшим началу духовного подъема в жизни Кипрской Церкви и национального самосознания в народной среде показал себя архиепископ Кирилл II (1909-1916 гг.). Он смело защищал владения Церкви, основывал начальные школы, создавал храмы, — в общем, взял на себя пастырскую миссию в полном объеме. При нем в 1914 году был принят Устав Кипрской Православной Церкви, позднее одобренный Священным Синодом, который действует и поныне.

Его преемник, архиепископ Кирилл III (1916-1933 гг.) отличался мягким характером и строгой подвижнической жизнью. Он окончил Богословский факультет Афинского университета. Став предстоятелем, с целью подготовки высокообразованных священнослужителей он учредил на факультете специальную стипендию для изучающих богословие клириков с острова. Архиепископ установил также особую премию, выдаваемую раз в четыре года за наиболее интересные труды по церковной или гражданской истории Кипра. В целом, Кирилл III поддерживал и стремление киприотов к отстаиванию свободы.

-

B 1923 г. Турцию окончательно вынуждают отказаться от всех прав на кипрские территории по условиям Лозанского договора, a в марте 1925 года Корона объявляет остров своей очередной колонией.

Подавляющее большинство греческого населения приняло эту новость как сигнал к действию и повсеместно борьба за самоопределение начала заметно усиливаться.

Стоит ли говорить, что в последующие годы в отношении КПЦ по-прежнему продолжалась политика уничтожения православной иерархии.

Одним из самых скорбных для мирян и служителей религии в ту эпоху становится 1931 год: после попытки октябрьского восстания за независимость, британские власти уже ни в чем себе не отказывая, в открытую и широко используют политику репрессий и преследований. Многие пострадали в то время: клирики Кипрской Православной Церкви, осмелившиеся выступать с открытой поддержкой повстанцев, претерпели немало гонений от колонизаторов, а церковные лидеры (иерархи) как и рядовое духовенство массово отправлялись с острова в ссылку.

Поскольку основную ответственность за отгремевшее и подавленное восстание новые правители возлагали на митрополитов Никодимоса Китийского и Макариоса Киренийского, то их изгнали с острова в первую очередь.

Таким образом, к 1933 году на Кипре остается единственный митрополит, Леонтиос Пафский.

Вплоть до 1947 года колониальные власти не допускали избрания нового предстоятеля и проводили другие, ограничительные, а по сути, достаточно репрессивные меры против местного духовенства.

Со временем меры пресечения были ослаблены, и тогда преемником Леонтиоса был поставлен бывший митрополит Киренийский Макариос II. Одновременно с ним на все епархии были назначены митрополиты, и КПЦ вновь получила полную каноническую иерархию.

Важным событием, по оценкам историков вопроса, стало создание архиепископом Макариосом II в 1948 году Совета этнархии. Совет состоял не только из духовенства, но и из мирян, выполнял консультативные функции как по национальным, так и по политическим вопросам.

Одним из важнейших вопросов, решение которых Совет сразу же поставил перед собой, стал «энозис» (воссоединение) греков Кипра и Греции.

Значительную роль играла КПЦ в те годы и в деле народного просвещения. После 1945 г. в греческие школы, где наряду со светскими предметами преподавались дисциплины церковные, в качестве учителей направлялось много священников. При архиепископии было создано Бюро религиозного просвещения, в ведении которого находились почти все школы на Кипре.

Открылась духовная семинария: в 1949 году появилась сначала трехгодичная, а уже с 1967 г. ставшая шестилетней «Апостолос Варнавас».

В ведении КПЦ находился целый ряд благотворительных заведений: приюты для сирот, благотворительные братства, студенческие столовые и даже детские сады.

В июне 1950 года Макариос II скончался, и на престол был избран бывший митрополит Китийский Макариос III [1].

С этого момента и в течение последующих лет жизнь и положение КПЦ и ее общины определялись во многом активной и буквально пламенной деятельностью ее предстоятеля.

Став главой КПЦ в те непростые для организации годы, архиепископ, по сути, возглавляет народное движение за освобождение своей родины от иностранных правителей.

Важное значение тогда имел воскресный молебен, совершенный 13 января 1952 года в никосийском храме Панагия Фанеромени (или храме «Явленного Образа Божией Матери»). Молебну последовала патриотическая речь Макариоса III.

Разумеется, тогдашнее правительство по-прежнему отказывалось признавать за киприотами право на самоопределение. Тогда архиепископ обратился со специальным заявлением к постоянному заместителю министра колоний, американцу сэру Томасу Ллойду, выражая уверенность, что Англия из уважения к правам и воле кипрского народа предложит Ассамблее ООН рассмотреть т.н. «кипрский вопрос». В том же году архиепископ передает британскому военному министру Энтони Хенту решительный протест против ограничения самоуправления, а также против продолжения колониального режима на Кипре и размещения на нем военных баз.

А еще все в том же 1952 г. ежегодно собирающийся (в период Великой Четырехдесятницы [2]) Синод, в который входили все митрополиты Кипра, одобрил Устав КПЦ от 1914 года и оставил за собой право выносить решения по всем церковным вопросам.

Согласно 14-й статье Устава, эти решения принимаются большинством голосов присутствующих. Церковь разделяется на епископские округа во главе с митрополитами. Кроме того Устав КПЦ подробно определил порядок избрания самого архиепископа и епископов, а также их права и обязанности.

Итак, борьба Макариоса III только еще набирала обороты. Архиепископ стремился объединить внутренние резервы борцов за независимость и встречался с руководителем Прогрессивной партии трудового народа Кипра (АКЕЛ). Ставший, по сути, национальным лидером и главным представителем православного населения страны, он дважды посетил ООН, неоднократно обращался к губернатору острова и не только.

Как известно, 1 апреля 1955 г. на Кипре вспыхнуло новое народное восстание.

Англичане жестко выдвинули неприемлемые для повстанцев требования, выполнение которых способствовало бы поддержанию существовавшего положения колонизаторов и явилось препятствием в будущем для проявлений народного неповиновения. Направленные в ответ компромиссные предложения архиепископа как раз таки предусматривали самоуправление. Тогда британцы ожидаемо заявили о прекращении любых переговоров.

В ситуации противостояния Макариос III призвал киприотов не прекращать борьбы до тех пор, пока английское правительство не пойдет на диалог.

9 марта 1956 г. архиепископа вместе с митрополитом Киренийским Киприаносом по приказанию губернатора Хардинга тайно схватили и выслали на Сейшельские острова. Архиепископ сумел и там оставить по себе добрую память, построив на собственные средства школу для местных ребятишек, — о времени его пребывания на Сейшелах сохранился документальный фильм.

Национальное движение, пусть и в отсутствие главы КПЦ, неумолимо набирало обороты. Китийский митрополит Анфим 12 марта 1956 г. направил протест предстоятелям других православных Церквей: архиепископу Кентерберийскому, Всемирному Совету Церквей; а также ряду политических деятелей. Обращался он и к собственной пастве, в храмах острова стали возноситься молитвы о здравии сущего в изгнании этнарха.

Макариос III находясь в ссылке, — после Сейшел это были Афины, — упорно продолжил вести борьбу за свободу своей родины. Он решительно выступал против осуществления «плана Макмиллана», — против сохранения Кипра в качестве военной базы британцев.

В марте 1959 года, после принятия Цюрихско-Лондонского соглашения (подписание состоялось 19 февраля), архиепископ Макариос и митрополит Киприанос смогли вернуться на родину. Период колонизаторства на острове окончился победой и обретением киприотами выстраданной независимости.

-

18 сентября Макариос зачитал ставшее эпическим воззвание к православным киприотам:

«Возлюбленные о Господе чада!

Народы развиваются и умножаются при свободе и единстве и, трудясь при братском согласии, вкушают в мире и правде от трудов своих. Сражаясь в единении, вы завоевали себе свободу, и нужно, чтобы опять вы укрепили свободное государство Кипра.

Политическая устойчивость и мир на острове, являющиеся не только правом, но и долгом его обитателей, суть не менее героическое дело, чем борьба за свободу. В этот период основания и построения нашего нового государства покажите ваши доблесть и таланты как и во время освободительной борьбы, и трудитесь вместе как свободные граждане, с уверенностью прозревая счастливое будущее.

Пребывайте теперь, как тогда, неразрывно объединёнными. В любви и единомыслии работайте для материального восстановления, нравственного возрождения духовного воссоздания нашего острова.

Объединенные патриотизмом, породнитесь под покровом Божиим.

И Бог благословит наше дело».

(Цитируется выборочно из: «Апостолос Варнавас», 1959. № 9-10).

С приобретением статуса Республики Кипр также переживает множество социально-культурных и внутриполитических изменений. Одним из которых стало избрание на пост президента архиепископа Макариоса.

13 декабря 1959 г. Макариос III становится президентом: так после обретения независимости когда-то бывший монах, а ныне архиепископ становится первым избранным президентом молодой Республики, вплоть до конца своей жизни в 1977 году [3].

Провозглашение Республики в 1960 году стало большой победой киприотов, но не окончательной... до сих пор Англия сохраняет за собой часть территорий под военные базы RAF.

Провозглашение Республики на небольшом средиземноморском острове сопровождалось, как и полагается в «цивилизованном» обществе, ложью... и провокациями. В конце декабря 1963 г. здесь были мастерски спровоцированы вооруженные столкновения между общинами греков и турок.

Летом 1964 г. прозвучало новое заявление архиепископа Макариоса:

«Все мы — греки и турки — граждане одной страны, и нам самим надлежит вершить дела в своем государстве. Мы отвергаем любое вмешательство в наши дела со стороны НАТО. Мы против баз иностранных войск на Кипре» [4].

 

В том же году было основано Общество советско-кипрской дружбы (в настоящее время, Общество российско-кипрской дружбы), в которое кроме светских лиц вошли и представители православного духовенства обеих церквей: КПЦ и РПЦ.

Позднее, выйдя на международный уровень и желая придать самой широкой огласке ситуацию на Кипре, Макариос посетил целый ряд стран, включая СССР (июнь 1971 г.), по приглашению Президиума Верховного Совета СССР и Советского правительства.

К началу 1970-х годов ситуация в церковной жизни Кипра достигает высокого уровня напряжения.

Это было связано с неоднозначной дейтельностью генерала Гриваса и его сторонников. Священный Синод КПЦ, также оказавшийся под их влиянием, потребовали отставку архиепископа с поста президента КР. При этом личность Макариоса III имела серьезную поддержку у парламента и кипрской общественности, отвергшей требование синодальной «тройки».

Кипрская Православная Церковь долгое время состояла из четырех епископских кафедр: архиепископства Никосии и митрополий Пафоса, Китиона и Кирении. Новые митрополии были созданы Макариосом III в 1973 году для регионов Лимассола и Морфу [5], с викарным епископом или в Саламине под началом архиепископа.

Несмотря на неприятие своих решений со стороны большинства соотечественников члены Синода вновь попытались оказать на Макариоса давление, прямо угрожая санкциями.

8 марта 1973 г. под предлогом несовместимости мирского служения с несением священного сана неугомонная «тройка» митрополитов — собравшись нелегитимно (т.е. без воли архиепископа), — определили отстранить того от занимаемого поста предстоятеля КПЦ и принять меры, чтобы подорвать его позиции в народной среде. В ответ в Никосии состоялось собрание игуменов и архимандритов монастырей, где решение Синода было признано недействительным.

Что интересно, в поддержку архиепископа Макариоса высказались представители различных православных Церквей, в том числе РПЦ.

Смуту, которую усиленно сеяли митрополиты, было решено прекратить и наконец, в июле 1973 г. в столице Кипра под председательством патриарха Александрийского и всей Африки Николая VI, при участии патриарха Антиохийского и всего Востока Илии IV и других 11 архиереев из нескольких патриархатов состоялся Великий Верховный Синод.

На заседаниях высшего православного духовенства серьезным аргументом в защиту архиепископа Макариоса III послужила давняя практика: с XVII века на Кипре действовал институт этнарха (в турецком варианте, «милет-баши») — позволявший совмещать власти духовную и светскую.

«Тройка» лишилась своих санов. Архиепископ распорядился об избрании новых епископов: Макариос активно стремится нормализовать как политическую, так и церковную жизнь в стране.

Противостояние тем временем продолжалось на других уровнях: все тот же Гривас берет под крыло опальных митрополитов. Так, в течение 1973 года появились две новые митрополии: Морфская и Лимассольская.

На вакантные места были избраны и хиротонисаны [6] новые архиереи.

Если церковная жизнь вошла в более-менее привычное русло, то в отношении Макариоса зрел заговор: 15 июля 1974 г. греческими офицерами был организован вооруженный мятеж против президента и законного правительства Республики.

В ответ на греческие происки Турция нашла повод вмешаться в дела острова якобы для обеспечения безопасности представителей турецкой общины и 20 июля на Кипре высадились турецкие войска, которые несмотря на ожесточенное сопротивление кипрских военных, которые были преданы представителями греческой хунты, якобы прибывшими на помощь, довольно быстро сумели оккупировать северные территории.

Архиепископ Макариос вынужден был немедленно эмигрировать в Нью-Йорк, где 19 июля 1974 г. выступал на экстренном заседании Совета Безопасности ООН. Он обратился к мировой общественности с призывом оказать поддержку народу Кипра. Открытое военное вмешательство в суверенные дела КР вызвало осуждение тогда у многих стран.

Известно, что Советский Союз одним из первых поддержал главу Республики. Находившийся в июле 1974 года в Москве по приглашению патриарха Пимена патриарх Александрийский и всея Африки Николай VI направил Макариосу III телеграмму c выражением духовной поддержки.

На Кипр архиепископ Макариос смог вернуться в декабре 1974 г. В районах, занятых турецкой армией, к тому времени установили строгий оккупационный режим: были изгнаны все православные епископы, 176 священнослужителей и монашествующих подверглись гонениям, пыткам или были казнены вместе с частью мирного греческого населения, чьи братские безымянные могилы, по которым сегодня проложены дороги, до сих пор находят на севере острова. Местные храмы были сожжены или осквернены и разграблены, а общественные богослужения запрещены.

Невзирая на сложившиеся обстоятельства, архиепископ продолжал налаживать нормальные условия для жизни киприотов.

Как предстоятель КПЦ Макариос III сделал немало для улучшения жизни Церкви и повышения ее престижа: в те годы духовное просвещение поднялось на новый уровень, был улучшен быт духовенства, развивались благотворительные учреждения.

После того, как 3 августа 1977 г. архиепископ Макариос скончался, архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра становится митрополит Пафский Хризостомос (1927-2006 годы), ближайший сослужитель Макариоса.

Образование он получил сначала в родном селе, затем посещая Панкипрскую гимназию. Позднее он обучался на богословском и философском факультетах Афинского университета и завершил обучение в Великобритании. Монашеское послушание проходил в Киккской обители.

Во время посещения летом 1978 г. СССП от РПЦ архиепископу Хризостомосу I был вручен диплом почетного члена Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) Духовной Академии.

Его запомнили строительством более 30 новых храмов, а также широкой реставрацией многих древних храмов и монастырей: тогда были восстановлены обители св. мученицы Феклы, св. Пантелеймона и др.

С Афона прибывали молодые иноки-священнослужители. Им были открыты христианские лагеря и организации для молодежи, женщин, ученых и заключенных. Просветительская активность этим не ограничилась и на Кипре появилась радиотелестанция «Логос», открылись церковные книжные магазины и воскресные школы. Хризостомос I оставил ряд сочинений о значении КПЦ [7].

Киприоты хорошо помнят и его политические взгляды. Он призывал армию Турции [8] покинуть остров, а кипрский народ, — как греков, так и турок, — к восстановлению единства Кипра. Таким образом он, насколько это было в его силах, некоторое время старался продолжать миссию архиепископа Макариоса III.

Нынешний архиепископ Хризостомос II в возрасте 10 лет ушел послушником в монастырь Айос Неофитос в Пафосе. Он также учился в Пафосской гимназии, которую окончил в 1963 году. 3 ноября того же года юноша был рукоположен в диаконы епископом Тримифунтским Георгосом.

В течение последующих пяти лет он служил попечителем монастыря, а также работал на земле вместе с братией. В 1968 году поступил в Богословскую школу Афинского университета, а в 1972 году окончил ее. 19 октября 1972 года он был избран настоятелем монастыря Святого Неофита. 12 ноября 1972 года он был рукоположен во пресвитера и возведен в игумена архиепископом Макариосом III.

Во время президентства Макариоса III он выступал вместе с архиепископом против афинской хунты и трех опальных митрополитов, возглавивших тогда церковный переворот. 25 февраля 1978 года Хризостомос был избран митрополитом (епископом) Пафоса. Во время своего епископского времени он представлял Автокефальную Церковь Кипра на многих конференциях за рубежом, освятил пятьдесят новых региональных храмов и часовен в районе Пафоса. Он также основал пять церковных собраний византийского искусства, которые содержат церковные раритеты пафосского региона.

Сообщается, что в свое время он сыграл важную роль в ходе противостояния («тройка» — архиепископ Макариос III) и позднее — благодаря своим труду и опыту — в исправлении имевшихся нарушений и разорения в результате бесхозяйственного управления в митрополии.

Когда архиепископ Хризостомос I был отстранен от должности из-за болезни, митрополит был избран в качестве locum tenens (временно-исполняющим обязанности). Выборы архиепископа КПЦ были назначены на 24 сентября 2006 года.

От начала турецкой оккупации 1974 года и в ходе продолжающегося разделения острова, а также в результате нелегального присутствия и «жизнедеятельности» оккупационных войск на 37% кипрских территорий, наблюдался глубокий упадок и почти полное искоренение христианства: разрушение и разграбление храмов и обителей, черная археология и нелегальный антиквариат, вандализм. По этой причине, принадлежащие Церкви строения, где не ведутся службы и которые закрыты для посещения верующими, входят в епархии, находящиеся на территории Республики Кипр, и принадлежат другим православным церквям.

Архиепископ Макариос III

Основные принципы, как все устроено

В ХХ веке в рядах КПЦ появились свои реформаторы, которые сыграли важную роль в повышении качества подготовки кадров: будущие священники теперь в обязательном порядке проходили обучение в Кипрской семинарии, что в Никосии.

Епископом КПЦ традиционно становился выпускник православной духовной семинарии (как правило, греческой), при назначении его возраст должен был быть от тридцати лет. Архиепископ не назначал епископов. Они избирались через систему, предоставляющую представительство мирянам, другим епископам, настоятелям и обычному духовенству.
Приходское духовенство — это женатые мужчины, которых избрирали односельчане для прохождения соответствующего обучения. После чего они рукополагались.

В каждой епархии действуют епископские суды, состоящие из епископа или иного, «специально назначенного клирика — его заместителя, как председателя» и двоих помощников.

Местные монастыри всегда имели особую ценность и значимость для КПЦ: в первую очередь из-за принадлежащего им имущества, включая обширнейшие территории земельных угодий. А ведь именно Церковь и была крупнейшим землевладельцем на острове практичски с самого своего появления здесь.

После Второй Мировой войны численность монашествующих значительно уменьшилась при том, что еще к началу ХХ века вообще большое количество старинных обителей лежало в руинах. К началу 1990-х годов на подконтрольных правительству территориях было не менее десяти действующих монастырей.

В КПЦ, как и в любой православной Церкви, литургия в значительной степени является центром церковной деятельности, поскольку православное учение сконцентрировано на тайне Божьей благодати, в большей степени, чем на спасении через дела и знания [9].

Кипр имеет своих новомучеников ХХ века

Святой Филос Орундский (Филуменос, день памяти празднуется 29 ноября) родился в 1913 году вместе с братом-близнецом в селе Орунда, недалеко от Морфу. Мальчики получили воспитание, основанное на запоминании молитв и изучении житий святых, от своей набожной бабушки. В четырнадцать лет братья поступили в монастырь Ставровуни. Через пять лет они отправились в Иерусалим, где в 1939 году теперь уже отец Филуменос вступил в Братство Гроба Господня, которое заботится о сохранении и поддержании святынь в Православном патриархате Иерусалима.

Известный своим благочестием и преданностью к исполнению ежедневных богослужений Филуменос был назначен хранителем монастыря при Колодце Иакова, что в Наблусе, где по легенде состоялась встреча Иисуса и самарянки (см. Евангелие от Иоанна). Как известно, место это является почитаемым не только христианами, но и иудеями и мусульманами.

Через несколько месяцев в монастырь, где подвизался киприот, пришла группа сионистских экстремистов. Сначала те потребовали у монахов убрать всю христианскую атрибутику и предметы культа, якобы мешавшие им молиться. Вскоре они стали требовать и вовсе освободить обитель. Святой им возразил, напомнив о том, что Церковь служила этой святыне еще со времен императора Константина и прежде она была в собственности самарян в течение 8 веков. Вскоре один фанатик из той же группировки вновь явился в монастырь и осквернил храм. Он жестоко напал на отца Филуменоса и зарубил топором в виде креста.

В 2009 году отец Филуменос был признан Иерусалимским Патриархатом святым, и его мощи ныне покоятся в церкви того же монастыря при колодце Якова [10].

Святой Филос Орундский (Филуменос)

Армяне на Кипре

Британцы, устраивая различные притеснения и нововведения для вечно недовольных их порядками киприотов (в первую очередь, конечно же, греческой общине), у себя, тем не менее, создавали благоприятные условия для кипрских армян. По этой причине часть тех же беженцев вскоре с Кипра переселились в Англию. К 1956 году на Кипре оставались всего около 6 тысяч представителей армянской диаспоры: прихожан как армяно-григорианской, также католической и протестанской (евангелисты) Церквей.

До межобщинных столкновений в 1963 году армяне имели свой храм в Старом городе столицы: бывший франкский Notre Dame de Tyre XIII века (ныне на оккупированной турками северной части Никосии).

На территориях подконтрольных Республике Кипр есть три армянских храма: собор Девы Марии в Никосии (1981 г.), церковь Святого Стефана в Ларнаке (1909 г.) и церковь Святого Георгия в Лимассоле (1939 г.). В никосийском соборе литургии проводятся регулярно, а в церквях Ларнаки и Лимассола — каждое второе воскресенье.

На острове можно также найти несколько часовен, известных армянским верующим: в окрестностях Никосии есть также часовня Святого Павла (1892 г.), часовня Святого Воскресения (1938 г.) и часовня Спасителя (1995 г.).

Католическая церковь

Она, напомним, присутствует на Кипре с XI века и является частью Всемирной Католической церкви под духовным руководством папы в Риме. На Кипре сегодня проживают около 10 000 католиков, что составляет чуть более 1% населения. Большинство католиков на Кипре — марониты (католики восточного обряда). По переписи 1891 года из 209 286 киприотов 1131 составляли марониты. По переписи 1960 года их было 2752 человека в четырех деревнях, расположенных на севере острова. В настоящее время их население составляет около 6000 человек, из них около 150 человек проживают на севере острова.

Католики Кипра, исповедующие латинский обряд, подчиняются Латинскому Патриарху Иерусалима в соответствии с организацией Латинского Патриархального Викариата Кипра.

Важным для всех католиков, включая и «кипрских», стал состоявшийся в 1965 году II Ватиканский собор, на котором приняли положение «Nostra aetate» о нехристианских религиях, где признавалось, что в основе всех верований, начиная от самых древних, присутствует явление «mysterium tremendum» (букв. «вызывающая трепет тайна»), которое присутствует во всем мироздании и объединяет собой всех верующих как христиан, так и мусульман, язычников и других.

Кипр с 1976 года входит в состав епархии Кипра и Персидского залива (диоцез), которая является одной из провинций Англиканского Сообщества [11] — всемирного объединения национальных англиканских Церквей. Причем, эта провинция данной Церкви самая густонаселенная и крупная по сравнению с другими.

Отношение КПЦ к церковному и светскому искусству

Как известно, КПЦ имеет в своем распоряжении Музей византийских икон, с одной из крупнейших художественных коллекций и собранием уникальных книг. Так, основанная еще в 1821 г. Архиепископская библиотека в Никосии имеет книжный фонд из более чем 50 000 томов.

Известно, что архиепископ Макариос III в свое время проявил себя большим ценителем искусств, меценатствовал и методично расширял созданную им художественную коллекцию архиепископства. Ядро музейного собрания (в экспозиции представлены более 300 единиц хранения, с VIII по XX века) представляют 48 икон, происходящие преимущественно с ныне оккупированных территорий острова. А один из наиболее впечатляющих разделов постоянной экспозиции представляет мозаичные произведения, включая ранневизантийские мозаики, когда-то похищенные вандалами-мародерами из храмов «севера» и позднее вернувшиеся на родину (V-XVI вв.).

Собрание западноевропейской живописи и графики, которое можно видеть в крыле Архиепископского дворца, изначально принадлежало и скрупулезно собиралось известным кипрским историком-коллекционером Никосом Дикеосом, консулом Кипра во Франции. Особое положение среди других экспонатов отведено произведениям (живопись, графика, карты), связанным с темой Греческой революции 1821 года. Позднее коллекция была выкуплена архиепископом Макариосом.

Фонд им. Макариоса III и Культурный центр при нем были созданы как воплощение идей бывшего этнарха и первого президента. Его основателями являются бывший архиепископ Хризостомос I и бывший президент Республики Кипр г-н Спирос Киприану (1932-2002 гг.); председателем правления долгое время являлся нынешний архиепископ Хризостомос II. Кроме т.н. Византийского музея и Западноевропейской галереи, в ведении Фонда находятся Архиепископская библиотека, Департамент истории Кипра и Церемониальный зал.

Библиотека [12] (всего 60 тысяч томов; ее частью является Фанеромени-библиотека) имеет значительный научный раздел с кипрской литературой, где кроме книг можно найти архив газетных подшивок, начиная от 1879 года. И если фундаментальное собрание Архиепископской библиотеки нацелено на собирание и изучение старинных фолиантов по изучению истории (в том числе и истории религий) Кипра и его литературе, то библиотечный фонд Культурного центра сконцентрировал свои интересы и деятельность по собиранию изданий по современной истории и искусству страны.

Культурным центром регулярно организуются тематические временные выставки и проводятся образовательные программы для младших школьников.

КПЦ давно имеет собственные СМИ. С 1918 г. издается ежемесячно «Апостолос Варнавас» (Аποστολοζ Βαρναβαζ) — официальный орган Церкви. Начиная с 1959 года выходит газета Εκκλησιαστικη ζωηη («Церковная жизнь»): причем, ее издавать архиепископия начала еще в 1954 г. (выпуски два раза в месяц), но под другим названием — «Экклиссастикон Вима» («Церковная Трибуна»). Издание ее прекращалось в год ссылки архиепископа Макариоса на Сейшелы и было восстановлено по его возвращении в 1959 году уже под новым названием.

Кроме того, в разные годы на Кипре издавались такие журналы для верующих, как: «Фос» («Свет»), «Экклисиастикос Кирикс» («Церковный проповедник»), «Агапи» («Любовь»), «Христианики Анагеннисис» («Христианское возрождение») и «Элпис» («Надежда»).

При поддержке и зачастую по инициативе Кипрской Православной Церкви уже не одно десятилетие ведутся масштабные археологические раскопки на острове по выявлению, раскрытию и изучению памятников раннехристианского искусства.

Церковь и государство

Многих до сих пор живо интересует вопрос относительно неотделенности Кипрской церкви от государства и то, как это сказывается на жизни социума. Надо сказать, что Церковь и светские власти президентской Республики имеют автономные друг от друга сферы управления. Тем не менее, высокие представители КПЦ считают своими долгом и даже миссией в важнейших национальных делах, основополагающих для духовно-нравственного здоровья народа указывать правильный, по их мнению, путь того или иного политического решения.

Положение КПЦ в стране, равно как и мусульманской общины, определяется Конституцией, принятой в 1960 году. В частности, в ней говорится:

Ст. 1. Автокефальная Греческая Православная, Кипрская Церковь по-прежнему имеет исключительное право управления своими внутренними делами и своим имуществом согласно священным канонам и действующему Уставу. Греческая Общинная Ассамблея не может действовать в противовес упомянутому праву КПЦ.

Ст. 111. 1. ...Всякий вопрос, принадлежащий к Греко-Православной Церкви или религиозной группе... имеющий отношение к актам гражданского состояния регулируется с начала действия Конституции церковным законом Греко-Православной Церкви или церковным законом каждой религиозной группы... и определяется церковным судом каждой Церкви; каждое Общинное Собрание лишается компетенции решать в противовес постановлениям церковного закона.

Устав также запрещает «продавать храмовые иконы, сосуды, облачение или любой предмет богослужения без письменного разрешения компетентного епископа».

Укрепление контактов с католической Церковью

КПЦ, особенно после получения Республикой Кипр независимости, не забывала через представителей декларировать о своем стремлении устанавливать и поддерживать добрые отношения с христианским миром, включая различные неправославные конфессии и объединения верующих.

Большим шагом к установлению примирения и большего взаимопонимания между православным и католическим клиром стало принятие решения Синода КПЦ в марте 1966 г., которым было одобрено снятие существовавших с 1054 г. взаимных анафем Церквей Римской и Константинопольской (см.: «Христианство на Кипре. Часть 2: Византийский период»).

31 января 1973 г. были установлены дипломатические отношения между Кипром и Римским престолом: на уровне посольства и апостолической нунциатуры. Этот факт нашел отражение в европейской прессе, где отмечалось, что римский понтифик, поддерживавший дипломатические отношения с Турцией, становится таким образом выгодным посредником для КПЦ в целях разрешения общинного кризиса.

Ведя неустанную борьбу за укрепление позиций и авторитета православия в отношении католицизма, КПЦ всегда стремилась поддерживать контакты с древними Восточными христианскими конфессиями: Коптской (ПЦ Александрии), Эфиопской, Армянской и Индо-малабарской (Сирийской ПЦ св. Апостола Фомы).

Взаимоотношения Кипрской и Русской православных церквей

Как мы видели в прошлые эпохи, контакты и взаимоотношения обеих православных Церквей имеют давнюю историю и глубокие корни, основанные на дружбе и взаимопониманием, а также оправданные общими целями.

Во время паломнических поездок (хожений) в Святую Землю многие русские путешественники и странники оправлялись поклониться святыням кипрским.

В середине XIX в. на острове побывал известный востоковед — епископ, организатор и глава Русской Духовной Миссии в Палестине (с 1847 года) Порфирий Чигиринский (Успенский, 1804-1885 гг.). Благодаря его трудам по переводу и публикации на русском языке монастырских рукописей с Афона и Синая (включая знаменитую «Ерминию» Дионисия Фурнографиота — ценное пособие по иконописи) русские иконописцы в те годы заново открывали забытые было под влиянием Западной Европы каноны византийского искусства. Благодаря ему же русские священослужители сумели занять в XIX веке ведущие позиции в изучении реликвий и истории Святой Земли [13].

Православные киприоты нередко посещали РПЦ и ее обители, даже в советское время, несмотря на существовавшую в ту эпоху идеологии атеизма. Эта приязнь имела большой интерес со стороны КПЦ: так Киккский монастырь, согласно церковным источникам, пользовался доходами с имений в Российской империи (ныне в Грузии).
А вот по окончании Второй мировой и Великой отечественной войн взаимоотношения между РПЦ и КПЦ заметно укрепляются, сферы взаимодействия расширяются. Это мы можем наблюдать на массе источников и многочисленных публикациях, как в церковных, так и в светских изданиях тех лет.

Сохранилась переписка патриарха Московского и всея Руси Алексия I (1877-1970 гг.) с архиепископом Элладским Дорофеем (март 1957 г.), в которой русский патриарх говорил коллеге:

«Чада Кипрской Церкви близки нам по духу... Теперешние жестокие мучения... жителей должны быть прекращены по велению христианского закона любви к ближнему и в силу гуманной цивилизации нашего времени. Многовековое попрание законных прав греческого кипрского народа должно быть прекращено... Кипрский греческий народ созрел к свободе и самостоятельному волеизъявлению».

 

Известно, что Алексий I поддерживал кипрского архиепископа в самые сложные моменты на его пути как этнарха, за что Макариос неоднократно выражал тому сердечную благодарность.

Так в 1963 году на торжествах, состоявшихся по случаю 50-летия архиерейского служения Патриарха Московского и всея Руси Алексия I среди церковных делегаций находились представители КПЦ во главе с митрополитом Китийским Анфимом.

В 1964 году, когда над суверенитетом Кипра нависла угроза, Алексий I в телеграмме, отправленной Макариосу III, выразил сочувствие и поддержку, которые нашли горячий отклик у кипрского лидера и предстоятеля. Кроме того, русский патриарх направил еще одну телеграмму, по кипрскому вопросу Генсеку ООН. В том же году было создано Общество дружбы «СССР — Кипр», в состав которого вошли и иерархи РПЦ.

Представители обеих православных Церквей имели в те годы плодотворные контакты, все более укреплявшиеся благодаря общению и частым поездкам в рамках мероприятий Общества.

Например, 3 июня 1971 года в СССР впервые прибыл архиепископ Макариос III, приглашенный Президиумом Верховного Совета СССР и советским правительством на интронизацию новоизбранного предстоятеля РПЦ патриарха Московского и всея Руси Пимена. Посещая Москву и другие крупные города страны, архиепископ КПЦ имел братские встречи с их архипастырями, клиром и православной паствой.

В ноябре того же года Республику Кипр в составе делегации Общества дружбы с ответным визитом посетил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир. Он побывал в некоторых храмах и в монашеских обителях во имя апостола Варнавы и святого Неофитоса. Вместе с другими советскими гостями он был принят в президентском дворце Макариосом.

К марту 1972 г. относится заявление, с которым в связи с возникшими осложнениями в церковной жизни Кипра выступил патриарх РПЦ Пимен (1910-1990 гг.):

«В эти дни... мы озабочены тем, что... члены Священного Синода дерзнули выступить против своего Архиепископа... ссылаясь на несовместимость его мирского служения со священным саном... Исключительность же исторического момента и многолетнее общепризнанное служение Блаженнейшего Макариоса своему народу и Кипрской Церкви делают несостоятельными такие заявления и могут быть объяснены лишь сильным давлением извне. Наша Святая Церковь возвышает свой гневный голос, заявляет о всесторонней и полной поддержке Президента и Архиепископа Кипрского, нашего возлюбленного Брата и друга. Мы выражаем ему и мужественному героическому народу Кипра наши симпатии и поддержку. Наши глубокие горячие молитвы в этот час — о народе Кипра» [14].

Патриарх Пимен продолжал оказывать поддержку архиепископу Макариосу как законному предстоятелю КПЦ и далее, как в том случае, когда члены Синода все же приняли «решение» об отстранении архиепископа от поста главы Церкви; так и позднее, высоко оценивая его труды, — когда попыткам «тройки» кипрских епископов внести смуту в жизнь Кипрской Церкви был положен конец. В специальной телеграмме от 13 июля 1973 г. Пимен выражал неизменную поддержку Макариосу III как в его первосвятительском служении КПЦ, так и в его трудах на посту президента.

В июле 1974 года, c началом турецкой оккупации северных территорий на Кипре патриарх Пимен в особом заявлении выразил осуждение оккупантам, а также обратился с призывом ко всем главам Церквей, «всемирных и региональных организаций, ко всем христианам» выразить протест против «кипрских событий», и возможными способами оказать поддержку киприотам за восстановление своих прав и достижения мира в своей стране.

Осенью РПЦ была получена телеграмма от митрополита Пафского Хризостомоса, со своей стороны активно призывавшего не только «коллег по цеху» и простых христиан в других странах протестовать «против варварских и кощунственных актов на Кипре турецких захватчиков», но и мировое сообщество. Российский патриарх в ответ поддержал кипрского митрополита и направил копию его телеграммы во Всемирный Совет Церквей генеральному секретарю д-ру Филиппу Поттеру.

Впоследствии ставший преемником Макариоса III архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомос I в 1988 г. принимал участие в торжествах, посвященных 1000-летию Крещения Руси.

А в мае 1992 г. по его приглашению на Кипре с официальным визитом находился патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929-2008 гг.). Во время его пребывания с делегацией сопровождал кипрский архиепископ. Он же наградил тогда своего коллегу и высокого гостя Большим Орденом св. апостола Варнавы.

Христианские памятники и достопримечательности эпохи:

Собор Айя-Напа в Лимассоле

Одна из богатейших и прекрасных церквей острова, построенная на рубеже XIX-XX веков на месте прежнего храма. Собор из белого камня посвящен Богородице и, по преданию, его название происходит от иконы, обретенной в долине (с лат. «napa»). По другой версии, название было связано с древним франкским храмом, когда-то стоявшим на этом месте.

Адрес: ул. Айю Андреу, 68 (недалеко от Лимассольского променада).

Церковь Честного Креста в Никосии [15]

8 апреля 1900 года был заложен первый камень нынешней церкви при монастыре. Расходы на строительство частично несла королевская семья Испании (официально они в то время являлись защитниками францисканского монашества на Ближнем Востоке перед султаном Константинополя), а частично — сами братья-францисканцы. 16 февраля 1902 года церковь была открыта.

В 1959 году обитель заново перестраивали. Демаркационная линия, разделившая страну после социальных потрясений 1963-64 гг. и в результате турецкой оккупации 1974 г., прошла по сердцу Старой Никосии: собор и монастырь находятся с тех пор в буферной зоне (главный вход и сад — на оккупированной территории и к проходу запрещены). В 1996 году было решено сделать в одном из приделов главный вход. Спустя пару лет восстановили прежний интерьер храма, а мессы на период реставрации служили в саду.

В сентябре 2000 года приход Святого Креста отметил свое 100-летие. Слева от входа, в первой арке поместили мраморную плиту, на которой высечено на латыни следующее:

AEDEN HANC TRIUMPHIS EXALTATAE CRUCIS DEVOTAM CATH. HISPANIARUM REGNI SUMPTIBUS FRANCISCALES TERRAE SANCTAE NOVA EFIGENDA MOLITIONE VETERI NIMIS QUE ANGUSTAE SUFFICIENDAM CENTENARIO JUBILARI ANNO
M CM

(Францисканцы святой земли при помощи католического королевства испании возвели этот новый и более просторный храм, посвященный триумфам обретенного креста после сноса очень старого и малого храма в год столетнего юбилея
1900)

Присутствие Испании в храме все еще живо: в центре свода, как и на нескольких старинных литургических облачениях, которые хранятся в ризнице, находятся изображения герба Королевского дома Испании. Кроме того, статуи святых Франциска Антония и Девы Марии, а также несколько литургических предметов, — все это испанские дары.

В 2010 году собор Честного Креста во время своего официального визита на Кипр (4-6 июня) посетил папа Бенедикт XVI. Понтифик присутствовал на евхаристии и затем произнес проповедь перед паствой.

Интересный факт: на острове только приход собора Честного Креста имеет старинную церковную библиотеку с читальным залом и архивным отделом. Причем, здесь вы найдете издания не только Католической, но и Православной церквей.

Она появилась, когда францисканцы решили удалить из монастырского книгохранилища ряд изданий, более подходящих для приходской библиотеки: различные тома на религиозную тематику, художественная литература, книги по искусству, философии, истории и — что немаловажно, — изданные записки путешественников по Кипру прошлых веков. Со временем это собрание пополнялось пожертвованиями прихожан. Для мирян библиотека открылась только в 1999 году, а каталог начали составлять совсем недавно... однако уже известно, что фонд состоит из 5500 книг и журналов на разных языках. Здесь есть и детский раздел [16].

Монастырь Святого Ираклидия (позади д. Эпископьо и вблизи от митрополии). После турецких гонений в 1881 году монастырь был закрыт. Восстановление началось лишь в 1962 г. при архиепископе Макариосе III. В те годы обитель вновь становится женской. На сегодняшний день это самый большой женский монастырь на Кипре: с более чем 40 насельницами-монахинями и послушницами.

Армянский комплекс в Никосии с церковью Сурб Асдвацацин

Недалеко от армянской школы на соименной улице (Армениас) в 1981 году была выстроена новая церковь Богоматери (арм. Сурб Асдвацацин) в память о прежней, существовавшей на оккупированных территориях в составе средневекового монастырского комплекса (действовал до 1963 г.). Строительство стало возможным при финансовой поддержке правительства РК, дотаций Всемирного совета Церквей, ряда храмов и частных пожертвований прихожан.

Монастырь Ставровуни (Святого Креста) и церковь Всех Святых Кипра

Он, как известно, отличается строгостью устава и женщинам вход в него запрещен (с 1988 г. монастырь принял устав закрытого).
Вблизи от ворот монастыря выстроена часовня в честь Всех Кипрских Святых. Здесь находятся иконы апостола Варнавы и святителя Спиридона.

Айя Фекла (церковь-часовня и остров)

Современная классическая бело-синяя постройка расположена на взморье, вблизи деревни Сотира. Внутри нее находится очень интересный иконостас и парная икона широко почитаемых на Кипре Св. Иустинии и Киприана. Вблизи от часовни — руины ранней христианской базилики с мозаиками, имеющими сильные повреждения.

Церковь Святой Богородицы в Айя-Напе

Возведена в 1994 году вблизи от стен монастыря Айа-Напас. 8 сентября здесь празднуют Рождество Девы Марии. В храме проводятся ежедневные службы КПЦ, есть возможность исповедоваться и причаститься.

Часовня Св. Братьев на Каво Греко (Мыс Греческий)

Здесь располагается так же особое для паломников место — пещера (Айи Анаргири) Святых братьев Космы и Дамиана. К ней ведет высеченная в скале лестница, а прямо над пещерой стоит часовня Айион Анаргирон (прежняя была выстроена в 1950 г., новая — в 1992 г.) — в честь целителей Космы и Дамиана Асийских, хорошо известных и почитаемых святых-бессребреников, врачевателей и чудотворцев (вторая половина III – начало IV вв.).

Церковь Профитис Илиас (Илии Пророка)

Традиционно небольших размеров византийского типа храм-часовня была выстроена на высокой (100м над уровнем моря) гранитной скале в 1984 году, на месте прежней (XIV в.). Имеет колокольню, современной работы интерьер, низкий иконостас и фресковые росписи. К нему ведет лестница в 160 ступеней, а с уступов и с верхней площадки открываются виды на Протарас и Фамагусту (Вароша).

Собор Айос Георгиос в Палалимни

Георгий Победоносец считается святым покровителем Паралимни. Внутреннее убранство храма, величественный образ Вседержителя на своде купола и великолепный иконостас не оставляют равнодушными.

На окружающей Айос Георгиос площади находятся митрополия Константийская и Аммохостская, а также неоготический храм Св. Георгия (1859-1891 годы), церковь Святой Анны, она же старейшая в округе часовня (ныне это небольшой церковный музей).

Контакты: (+357) 23 812 449/ 23 731 008; сайт: www.agiosgeorgiosparalimniou.org.cy.

Источники и литература:

  1. Онлайн
  2. About Cyprus. 2000. Press and Information Office, Printed by Thekona Ltd.
  3. Conquest of Cyprus by Richard I (1191) — Two Accounts. By Nicolas Agrait. 2013. from Excerpta Cypria: Materials for a History of Cyprus and an Attempt at a Bibliography of Cyprus, edited by Claude D. Cobham (Cambridge, 1908).
  4. Stephen Mitchell, Phillipp Pilhofer, Early Christianity in Asia Minor and Cyprus: from the margins to the mainstream. Ancient Judaism and early Christianity, 109. Leiden; Boston: Brill, 2019.
  5. Кипр — остров Святых. 2008. Путеводитель паломника. Кипрская Организация по туризму (КОТ).
  6. Книга хожений: Записки русских путешественников XI-XV вв. (Антология) / Сост. Н. Прокофьев. — М.: Советская Россия, 1984.
  7. Кривцов Н.В. Кипр: остров богов и святых. Исторический путеводитель. М.: Вече, 2002.
  8. По острову Святых. Маршрут по Кипру паломнический.
    Составитель и автор вступительной статьи: Евгения Кондакова-Теодору. Metore Projects LTD., 2019.
  9. Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр, 2008.
  10. Соколов И.И. Кипрская Православная Церковь. «Богословская Энциклопедия». Том X. Составлен под редакцией д-ра проф. Н.Н. Глубоковского. СПб, 1909.
  11. Энциклопедический словарь Брокгаузена и Эфрона: в 86Т. — Спб., 1890-1907.

 

Продолжение следует...

Оставайтесь с нами и до новых встреч!


[1] Подробнее о раннем этапе его жизни можно почитать здесь: «Деревни Пафоса: Пано Панагия».

[2] Дни Великого Поста.

[3] В 1960 году Макариос становится также лидером правительственной партии «Патриотический фронт» (была создана тогда же).

[4] Брагин Н. Правда жизни // Правда. 1 октября 1968 г., С. 4.

[5] Таким образом, Кипрская автокефальная Церковь имеет 9 епархий: Пафская, Китийская, Киренийская, Лимассольская, Морфская, Киккско-Тилллирийская, Константийская, Тамасосская, Тримифунтская.

[6] Хиротония — рукоположение, позволяющее служителю публично проповедовать, совершать обряды и таинства.

[7] Перу архиепископа Хризостомоса I принадлежат такие церковно-исторические и богословские монографии, как: «Православие сегодня и Кипрская Церковь», «Миссионерство клира», «Спасительное служение Церкви».

[8] В интервью турецкой газете Milliyet (2011 г.) архиепископ в частности заявил, что разделение Кипра прекратится после выведения турецких военных, когда обеим общинам будет предоставлена свобода, необходимая для восстановления единства.

[9] По материалам.

[10] См. подробнее.

[11] Согласно источникам (см. тот же: Anglicans of the World Disunite, 2007. By Jack Miles), единой Англиканской Церкви не существует: ее национальные (или поместные) образования, консолидирующие вокруг себя до 77 миллионов последователей по всему миру, административно независимы и находятся под эгидой Церкви Англии.

[12] Согласно данным, опубликованным Архиепископией, ежегодно библиотеку посещают в среднем тысяча новых читателей и исследователей.
Электронная база книжного фонда доступна всем интересующимся онлайн.

[13] См. подробнее.

[14] Цитируется по материалам.

[15] Полное описание находится здесь.

[16] Католикам и просто желающим посетить эту уникальную библиотеку даем ссылку с контактами и другой информацией.