Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Христианство на Кипре: обзор, главные события, достопримечательности и персоны
Христианство на Кипре
Часть 7: наши дни
232
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
12.04.2022

Наш обзорный рассказ подходит к концу. Этот опыт, что называется, не прошел даром. Вместе мы наблюдали события и узнавали что-то новое для себя об одной из мировых религий и особенностях ее развития на Кипре.

К настоящему моменту это монотеистическое вероучение пришло к поистине эпохальным итогам, которые трудно не заметить. Наблюдается парадокс: с одной стороны, вера в нашем мире давно стала предметом личного вкуса и выбора. К. Юнг еще отмечал, что: «Современному человеку религии больше не являются изнутри, как исходящее от души. Они стали для него принадлежностью внешнего мира».

Вместе с тем, немалая часть общества переживает противоположный опыт: их религиозное чувство уходит на такую глубину самопознания, что именно там человек обретает ощущение личной духовной свободы... вне моды и влияний социума, без посредника, кто бы ни заявлял себя сегодня в этом качестве.

В буквальном смысле у этих людей происходит личное переживание знаменитого: «Я есмь Путь» (Ин 14, 6). Хорошо сказал по этому поводу о. Георгий Чистяков (1953-2007 гг.) в одной из своих лекций от 25 ноября 2003 года:

«Можно стать христианином, не изучая Священное Писание, как изучают его ученые-библеисты, но идя вслед за Иисусом, проживая Его жизнь и присоединяясь в своей личной молитве к Его молитве, проходя за ним в качестве ученика шаг за шагом; иными словами, Его мистический опыт можно пережить лишь чисто опытным путем... Причем, каждый должен пройти по этому пути самостоятельно...» [1].

 

Нынешние последователи христианства имеют вопросов гораздо больше, чем их единоверцы в прошлые эпохи, а готовых ответов на них все меньше и меньше. Они сталкиваются с тем, что современная им Церковь «не дает выхода» христианину, а упрямо зацикливает(-ся) на внутрицерковной жизни и на годичном обрядовом цикле, в результате чего многие успели разочаровываться в христианстве либо ходят в храмы «на автомате»... Дух там подменяется чем-то иным, — по словам режиссера Александра Пасечника.

Немало исследований посвящено этой теме. Церковные мыслители соглашаются: существующие в рамках официальной религии установления по запретам или разрешениям для последователей лишний раз акцентируют на т.н. «несовершенстве» человеческой природы. Этим возводится ощутимая преграда от прямого обращения верующего, контакта с Богом живым, который открывается именно в мистическом опыте.

Эти авторы приходят к одному выводу: если религия хочет быть снова услышанной и воспринятой, ей необходимо не втискивать современного человека в рамки реалий, символов и образов прошлого, а найти новый язык, который люди смогут воспринять в условиях изменяющегося мира, очищающегося в череде кризисов от накипи морального, нравственного и интеллектуального упадка.

Итак, чем и как сегодня живет христианство на Кипре.

Предстоятель и жизнь в КПЦ

В октябре 2006 года Хризостомос становится новым архиепископом и предстоятелем.

Спустя несколько лет, в марте 2013 года СМИ широко известили общественность: в условиях экономического кризиса Хризостомос II заявил, что предоставит активы Кипрской православной церкви в распоряжение страны. Церковь якобы тогда изъявила готовность заложить свои активы для инвестирования в государственные облигации.

С именем нынешнего предстоятеля оказались связаны несколько громких историй, одна из которых касалась Украинской Православной Церкви и сумела сказаться на взаимоотношениях КПЦ и РПЦ. Так 24 октября 2020 г. на литургии, которая шла в монастыре Хрисороятисса архиепископом в числе предстоятелей автокефальных Православных Церквей был помянут глава украинской раскольнической группы. Пресса отмечала впоследствии: Хризостомос признавал, что его решение с членами Священного Синода КПЦ заранее не обсуждалось.

Трое митрополитов (Лимассольский, Киккский, Оринисско-Тамасосский) и епископ Амафунтский Николас в совместном заявлении осудили «грубое нарушение соборного, коллективного и демократического устройства... Церкви и способа функционирования КПЦ на основании этой системы». Они призвали Хризостомоса II «немедленно отменить свое антиканоническое и не имеющее силы деяние». В опубликованном ими заявлении подчеркивалось, что предоставление Константинопольским Патриархатом «автокефалии» украинским раскольникам, по сути, «является действием самочинным, антиканоническим и антицерковным, так как УПЦ относится к юрисдикции Московского Патриархата». Митрополит Морфосский Неофит со своей стороны по данному вопросу заявил пастве следующее: «каноническим епископом города Киева был, есть и, надеюсь, будет митрополит Онуфрий».

Вскоре была получена ожидаемая реакция от Синода РПЦ, которая 20 ноября 2020 г. приняла решение о «невозможности поминовения имени Архиепископа Кипрского Хризостомоса II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола» [2].

В настоящее время местная православная Церковь состоит из 10 епархий, а управляется Священным Синодом. Архиепископ руководит церковными делами при помощи викарных архиереев Неаполийского и Карпасийского. КПЦ состоит из архиепископии и пяти митрополий, в ее подчинении находятся около 570 церквей и 40 монастырей, 36 из которых являются действующими: 16 мужских и 20 женских. Среди островных обителей КПЦ находятся три ставропигиальные (все они мужские).

Монастыри

Кипрские православные монастыри, женские и мужские являются киновийными (общежительными). Характерно: в наше время многие древние обители действуют только как приходские храмы, не имея постоянно проживающей монашеской братии (насельников).

Игумены же действующих монастырей избираются самой братией. Здесь, как и в давние времена, действует незыблемое правило: «поставленный однажды на посту игумен остается на нем пожизненно». При каждом игумене имеются советники, избираемые также братией монастыря сроком на четыре года. Настоятель или настоятельница осуществляют духовное водительство братии или сестринства.

Принятие монашества разрешается лишь после трехлетнего испытания послушанием, лицам не моложе 25 лет. Послушники при желании поступают в монастырь в возрасте 15 лет. Согласно уставу, имущество, которое монах или монахиня приобретают после пострига, является собственностью монастыря.

Насельники, приняв постриг, проводят свою жизнь в подвиге молитвы, внутренней дисциплины и каждодневного труда.

Монастыри, как и встарь, располагают большими или не очень земельными угодьями, на которых монахи и монахини занимаются сельским хозяйством: выращивают оливки, разбивают ореховые рощи и культивируют сады с фруктовыми деревьями, работают в тепличных хозяйствах, на фермах или на пасеках.

Свою продукцию, которая пользуется большим спросом у мирян, обители либо реализуют в собственных магазинчиках, либо сдают в торговые точки окрестных деревень или в маркеты органической продукции в крупных городах острова для продажи.

Интересно что, как и в прежние времена, среди основных работ и послушаний обитателей монастырей по-прежнему находятся всевозможные прикладные искусства и рукоделия: от иконописи и гончарного производства до плетения кружев, вышивки и ткачества, отливки свечей и изготовления четок, духов и благовоний с так называемыми «церковными ароматами». Вырученные от продажи продукции и изделий средства идут не только на нужды обитателей, но и на реализацию различных благотворительных мероприятий и социальных программ. При некоторых обителях открыты богословские центры.

Не стоит забывать, что уход в монастырь для многих не означает полное завершение их прежней профессиональной деятельности: насельники занимаются самообразованием, пополняют и систематизируют библиотечные фонды, реставрируют старинные фолианты, совершенствуются в технике фресковых росписей, работают в мастерских по пошиву облачений, в винокурнях и т.д.

КПЦ включает в себя одну архиепископию и пять митрополий, имеет 570 храмов. Высший руководящий орган церкви — Святой Синод: Предстоятель — глава Синода, имеющий титул Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра; епископы Пафоса, Китиона (Ларнаки), Лимассола, Морфу и Кирении (оба находятся в Никосии), викарные архиереи — постоянные члены [3]. 11 мая 2007 года Священный Синод [4] — главный административный орган КПЦ утвердил 14 епархий, как это было в прошлом, а спустя три года им был также утвержден новый Устав Церкви.

Архиепископия

Она имеет большой штат сотрудников, которые работают в канцелярии, епархиальной комиссии, службах экономической и технического обеспечения, в архиве и центре реставрации произведений и памятников византийского искусства.

В ее ведении в настоящее время, по сведениям православных сайтов, находятся конторы актов гражданского состояния, включая и Совет по бракоразводным процессам. А также службы церковной катехизации, проповедей и православного окормления служащих армии, а еще Христианский союз женщин и различные школы: для православных родителей, для несовершеннолетних оглашенных (тех, кто желает принять крещение и постигающих христианские догматы), 5 школ византийской музыки.

Под эгидой архиепископии открыты Фонд им. архиепископа Макариоса III, а также благотворительные учреждения «Добрый самаритянин» и «Св. Нектариос». К ней же относится и книжный магазин церковно-просветительской литературы «Свет» (ΤοΘῶς).

Кроме того, в Никосии действует семинария «Ап. Варнава» и соименный ей журнал — официальный печатный орган КПЦ (ΑπоστολοςΒαρναβας), который выпускается раз в два месяца.

Представители КПЦ помимо регулярного участия в богословских диалогах и диспутах с различными христианскими Церквями (римо-католиками, англиканами, лютеранами и другими протестантами), а также с мусульманами, иудеями и в межконфессиональных диалогах, — являются постоянными членами Всемирного Совета Церквей, Совета Ближневосточных Церквей, Конференции Европейских Церквей и Межправославной комиссии [5].

Церковные приходы и религиозность нынешних греков-киприотов

Православная церковь Кипра имеет 450-тысячную паству, более 570 приходов и около 700 священнослужителей. Для организации прихода в городах требуется наличие не менее двухсот православных семей; в сельской местности «приход включает все семьи прихожан, сколько бы их ни было». В приходах, насчитывающих же более 300 семей, разрешено назначать третьего священника.

Информация для интересующихся по регионам:

  • в Архиепископском округе (кафедра расположена в г. Никосия) действуют 54 прихода и 3 женских монастыря (на оккупированных территориях находятся недействующих 36 приходов, также входящих в этот округ);
  • в Пафосской митрополии (с кафедрой в Пафосе) — 93 прихода, 4 мужских монастыря и один женский;
  • в Китийской митрополии (с кафедрой в г. Ларнака) — 47 приходов, два мужских монастыря и один женский;
  • в Керинийской митрополии (кафедра временно располагается в Никосии, район Агланджа) — 4 прихода;
  • в Лимассольской митрополии (кафедра расположена в Лимассоле) — 104 прихода, 4 мужских и 6 женских монастырей;
  • в Морфской митрополии (кафедра находилась изначально в Морфу, ныне в никосийском регионе, в деревне Эвриху) — 45 приходов, а еще один мужской монастырь, исихастрия (др. словами: обитель созерцателей) и два женских монастыря;
  • в Констанцийско-Фамагустской митрополии (ее кафедра временно находится в деревне Паралимни) — 15 приходов и один женский монастырь;
  • в Киккской и Тиллирийской митрополии (с кафедрой в Киккском монастыре) — 7 приходов;
  • в Тамасской и Оринисской митрополии (кафедра в д. Эпископьо) — 47 приходов, также три женских монастыря и исихастрия;
  • в Тримифунтской (кафедра временно находится в д. Дали) — 35 приходов, два женских монастыря и еще четыре храма;
  • в Карпасийской (с кафедрой временно в г. Никосия) — пять приходов и одна мужская обитель;
  • в Арсинойской епископии (с кафедрой в деревне Перистерона) — 39 приходов;
  • и наконец, в Амафунтской епископии (кафедра в лимассольском районе Айос-Тихонас) — 21 приход.

Официальный сайт КПЦ: www.churchofcyprus.org.cy.

Относительно религиозности киприотов-христиан:

Как и прежде, подавляющее большинство греков-киприотов являются прихожанами КПЦ, сохраняющей статус официальной государственной Церкви.

Православные киприоты, в той или иной степени, придерживающиеся христианской догмы, посещают храмы чаще всего по праздникам, в дни крещений и церковного венчания (подробнее об этом в нашей статье «Нравы и обычаи киприотов»). Молодежь сегодня крайне редко можно встретить в кипрских церквях на вечерних службах: как и во многих странах, основной контингент прихода — лица старшего возраста.

Для большей части верующего населения проявления религиозного чувства сосредоточены на практике домашней молитвы и посещения храмовых служб, а также почитании икон и соблюдении определенных праздничных дней православного календаря.

Христианство на Кипре, наши дни

Как и кого причисляют к числу святых, мучеников в православных Церквях в наше время

Процедура канонизации мало чем отличается от предшествующих десятилетий: церковные историки-архивисты собирают всевозможную информацию о кандидатах — тех, кто пострадал за веру. Причем, анализируя сведения из госархивов, представители Церкви особое внимание уделяют тем персоналиям, кто проявлял особую стойкость и мужество.

По данному вопросу в разных странах издаются специальные «методички» с пояснениями критериев. Например, согласно информации все тех же православных сайтов, если служитель-кандидат успел снять с себя сан или известно, что за свою жизнь он оговорил кого-то, то его не станут канонизировать.

Как рассказывают специалисты, иногда с просьбой о рассмотрении на канонизацию выступают родственники и потомки пострадавших «за Христа».

На основании полученных и изученных фактов издают синодики [6], с которыми в дальнейшем работают приходские священники: далее они разыскивают информацию о священниках, служивших в тех же приходах [7].

Что же касается новомучеников и исповедников, коих насчитывается уже немало в различных христианских Церквях, в том числе и в КПЦ, то, по мнению православных служителей, их почитание и память о подвигах в народной памяти еще только складывается. Одной из главных причин тому является достаточно «массовая» канонизация, из-за которой у верующих затрудняется осознание святости и молитвенного участия канонизированных в жизни нынешних христиан.

По словам одного из представителей Церкви:

«Нужны хорошие книги и серьезные исследования, благодаря которым люди смогут познакомиться с эпохой и жизнеописаниями новомучеников и исповедников» [8].

 

В православной традиции их имена возглашаются дьяконом во время службы, а во многих храмах вы увидите икону Собора новомучеников либо изображения наиболее почитаемых святых.

Другим показателем того, что для ныне живущих прихожан память и подвиг святых, включая и недавно канонизированных, имеет значение, является факт наречения своих младенцев при обряде крещения их именами.

Тремя, самыми почитаемыми киприотами-христианами являются: Божия Матерь и Иисус Христос, а также святые: апостол Андрей Первозванный, Георгий Победоносец, святые равноапостольные Константин и Елена.

Соответственно, невероятно популярными именами на Кипре издавна стали (по убывающей) их имена, а также производные и сочетания двух имен:

  • Андреас (Андреа, Адриана, Андри),
  • Мария (Мариос, Маро, Марулла, Мари(е)лена: Мария + Елена, Аннамария и т.д.),
  • Христос (Христалла/Стало, Кристина (Крис), Христодорос, Христодулос),
  • Костантинос (Костас, Костакис),
  • Георгиос (Йоргос, Георгия).

В почитании святых верующие видят свой долг перед теми, кто оказался настолько силен своим духом, чтобы совершить подвиг или даже принести себя в жертву во благо других.

Итак, христиане составляют примерно 80% от всего населения острова: самая крупная и основная, конечно же, Кипрская автокефальная [9], православная церковь (использующая греческую литургию). Православных верующих насчитывается до 89% от числа всех христиан острова.

Другие христианские конфессии в наши дни

Среди остальных последователей христианского вероучения, проживающих на Кипре, находятся: католики, общины англикан и других протестантов, копты, Армянская апостольская церковь, греческие евангелисты, прихожане РПЦ и Румынской Православной Церкви [10] (автокефальная с 1885 года).

Второй по численности после православной конфессией христианского вероучения на Кипре является Римско-католическая церковь (ее последователи составляют около 3% населения). Здесь католики представлены двумя фракциями: маронитская католическая архиепархия и Латинская католическая церковь Кипра (другое название Латинский патриархальный викариат). Архиепархиальная резиденция маронитов находится в Никосии, в соборе Милосердной Богородицы.

Англикане и другие протестанты, согласно официальной переписи населения (от 2011 года), составляют чуть больше 2% населения.

Если говорить об англиканах, церковь (входит в Anglican Diocese of Cyprus and the Gulf) которых была, как мы помним, основана на острове в 1878 г., то их нынешним епископом является Майкл Льюис, а архидиаконом — Кристофер Фатчер.

Собор данной конфессии в Никосии посвящен Святому Павлу. Всего англикане имеют на Кипре 11 приходов.

Адрес: ул. Григори Афксентиу, д.2, Никосия (напротив здания посольства Греции)
Тел.: (+357) 22 671220
Сайт: www.cypgulf.org

На Кипре можно найти еще несколько англиканских храмов: в Лимассоле (храм Святого Варнавы) и Ларнаке (церковь Святой Елены). В Пафосе и в его регионе паства используют для своих богослужений церковь Айя Кирияки (по соседству с колонной апостола Павла), а еще церковь Святого Луки в Полисе и храм Святого Стефана, что в деревне Тала.

Армянские христиане

В настоящее время число армян-киприотов, населяющих преимущественно городские районы Никосии, Ларнаки и Лимассола, составляет около 3500 человек. Считается, что в основном это потомки бежавших от геноцида в 1915-1923 годах. Недавно в Пафосе тоже появилась своя община.

С 2014 года главой Армянской прелатуры (что по улице Армениас, р-н Строволос, Никосия) является архиепископ Нарег Алемезян.

Прелатура, имеет свой собственный устав и издает информационный бюллетень «Keghart» (Копье).

Самым важным местом паломничества для армян-христиан является монастырь Сурп Магар, расположенный на горном хребте Пентадактилос, что на севере острова. Монастырь был основан около 1000 года, а к 1425 г. он перешел к армянским верующим.

В результате турецкого вторжения 1974 года монастырь оказался заброшен и ныне находится в разрушенном состоянии. Тем не менее, в обитель, начиная с 2007 года, организуются ежегодные паломничества.

Армяне Кипра помнят, как в нарушение всех международных законов турецкая администрация оккупированных территорий объявила было тендер на восстановление монастыря Св. Богородицы с храмом XIV века. По завершении работ возвращать его армянской диаспоре не соглашались. Вместо этого администрация непризнанной ТРСК собиралась отдать «объект» в ведение и собственность турецкого Института Ближнего Востока.

Несмотря на все происки, в 2014 году в восстановленном — теперь уже в рамках Программы развития ООН и USAID — монастырском комплексе Богородицы VIII века, а точнее в церкви Св. Марии прошло впервые за 50 лет богослужение (воскресная литургия).

Это событие получило широкое освещение в СМИ (например, здесь).

Протестанты «севера»

На территориях т.н. Северного Кипра есть свои протестанты: это те же англикане и киприоты-турки протестанты.

Здесь верующие-христиане представляют собой очень немногочисленную общину, положение которой нельзя назвать безоблачным.

Сообщество насчитывает всего около пятисот человек. Функции духовного лидера общины возложены на пастора Церкви Благодати турка-киприота Кемаля Башарана. Большинство из верующих являются прихожанами англиканских храмов в районе Кирении. Там же, разумеется, нередко можно встретить и других представителей общины британских экспатриантов острова, часть из которых успела приобрести в собственность дома и другую, активно распродаваемую сегодня недвижимость, еще до завершения болезненного «кипрского вопроса».

Главная сложность в положении местных протестантов состоит в том, что община, желая укрепить свои позиции, поставила перед собой целью получить наконец-то собственную церковь.

Их естественное, казалось бы, стремление нередко и неоднократно вызывает агрессию как со стороны немалого числа поселенцев из Турции, так и от националистов из среды самих турок-киприотов.

О том, как живет его приход, г-н Башаран рассказывал в студии турецко-кипрского ТВ-канала AsTv'nin Konuş Kıbrıs (AsTv Talk Cyprus) 31 марта 2011 года [11].

При этом стоит сказать, что еще с начала 2000-х годов [12] в положении православных христиан на ставших почти полностью мусульманскими северными территориями наметился прогресс.

В 2003 году верующие, а также ученые и журналисты из общины греков-киприотов получили, наконец, возможность посещать оккупированные территории и сразу же документально зафиксировать разрушения, которым успели подвергнуться христианские храмы, монастыри и вообще памятники культуры и древние артефакты...

В различных СМИ освещался этот вопрос, активно поднимается он и в последние годы. Так, 133 христианских храма [13], часовни и монастырских строения за прошедшие годы были перестроены и переоборудованы турками если не в мечети, то в склады при военных базах, в конюшни или же в ночные клубы, отели и казино (та же церковь Айя Анастасия в Лапитосе, ныне это отель с залом казино; а вот бывшая армянская средневековая обитель Сурб Магар — сегодня это туристическое кафе, и т.д.).

Со вступлением Кипра в ЕС 1 мая 2004 года ситуация с бытованием заброшенных культовых сооружений была вроде бы взята под контроль международной общественности и ряда институтов. Сообщается о прекращении массового оттока памятников старины и других реликвий с острова по каналам «черных археологов» и скупщиков теневого рынка.

При этом из-за многолетнего попустительского отношения местной администрации «севера» за более чем 40 лет оккупации были извлечены варварскими методами, выкрадены и вывезены из страны более 60 тысяч памятников старины, преимущественно относящиеся к христианской культуре. Среди них находились 15 тысяч переносных икон, которые происходили из разграбленных храмов и в 1990-х годах начали в массе появляться на международных аукционах.

Лишь спустя десятилетия, благодаря известному международному процессу, состоявшемуся в январе 2007 года и имевшему большой резонанс, очень малая часть из них (произведения станковой и монументальной византийской живописи, мозаики и некоторые церковные предметы) вернулась обратно.

Судьба и местонахождение остальных реликвий и артефактов до сих пор неизвестны.

Сегодня для желающих побывать и осмотреть памятники христианской культуры на оккупированных территориях проводятся ознакомительные и паломнические экскурсии. Не стоит забывать, что здесь расположено множество недействующих ныне обителей (включая один мужской монастырь, ставропигиальный).

Частично, при поддержке общины (приходов) православных верующих и с разрешения властей непризнанной т.н. ТРСК были законсервированы и постепенно восстанавливаются в ходе работ некоторые из важных для православных объектов. Есть информация, что там время от времени проводятся службы.

РПЦ на Кипре

Связи КПЦ с РПЦ по-прежнему сохраняют свою крепость, хотя некоторые недавние события, о которых мы говорили выше, внесли свои коррективы во взаимоотношения обеих Церквей.

На острове действует Русский православный образовательный центр — единственная совместная православная благотворительная организация, созданная при активной поддержке Московского Патриархата.

Деятельность Центра нацелена на паломников, прибывающих из России. Так что основными задачами сотрудников является поддержание активного освоения и разработки религиозных маршрутов по святым местам Кипра.

Начиная с 2006 года, когда при благословении Алексия II провели кипрско-российский фестиваль «Единство», посвященный 900-летию Даниила Паломника, Центр занимается организацией и проведением на Кипре Дней славянской культуры и литературы, издает книги. На его базе около 10 лет назад был запущен масштабный по меркам острова проект «Историческая память».

Патриарх РПЦ Кирилл во время своего визита на Кипр в 2012 году, являвшегося т.н. «мирным визитом» новоизбранного главы Церкви в другие поместные Церкви, отметил особую роль КПЦ, которая, по его словам: «несет свое служение в условиях разделения...».

В своей речи он призвал общины греков и турок к единению, которое должно включать в себя взаимное уважение к святыням друг друга и добрососедское отношение.

В 2013 г. в Лимассоле при русской общине Святителя Николая открылся центр духовно-нравственной культуры «София». При Центре действует воскресная школа. Здесь читают лекции для слушателей всех возрастов по искусству, в том числе по византийскому (иконопись); проводятся циклы семинаров для педагогов по ценностному воспитанию подрастающего поколения [14].

Достопримечательности и важные христианские сооружения:

Часовня Всех Святых в Писсури

Расположенная на частной территории местного отеля Columbia Beach Resort, она известна тем, что авторство ее росписей — синтез византийского искусства и современных течений, — принадлежит известному британскому художнику Джону Корбиджу (это последняя работа мастера была выполнена им в 2002 году).

Палитра фресок строится вокруг различных оттенков синего — сакрального цвета для древних византийцев.

Часовня, где отель проводит церемонии венчания, имеет табличку в честь Корбиджа, на которой начертана цитата из поэмы О. Элитиса: «Господь, сколь много лазури Ты тратишь, чтоб только не быть увиденным нами...» (в оригинале: «Θεε Μου Τι Μπλε Ξοδεύεις Για Να Μη Σε Βλεπουμε»).

Адрес и контакты в отеле: Писсури бей; (+357) 25833000
Сайт: www.columbiaresort.com

 

Часовня Всех кипрских Святых на Ставровуни

Современная каменная постройка начала 2000-х годов, находится на смотровой площадке вблизи от монастыря Ставровуни. Имеет памятный знак (2006 г.) в ознаменование 900-летия паломничества русского игумена Даниила.

В отличие от самой обители посещать часовню женщинам разрешено.

 

Часовня-храм Айос Николаос

Расположена на побережье Протараса, вблизи отеля Golden Coast и имеет особое значение для моряков. История его возведения в 2007 году связана с коллективным решением кипрских моряков совместно с членами скаутской организации моряков, достойно почтить своего святого покровителя.

Беленая однонефная постройка имеет интерьеры, полностью покрытые фресками. Многие сравнивают этот храм-часовню с маяком: он находится на мысе, выступающем в море, как бы благословляя отбывающих и приветствуя возвращающихся из плавания.

Со стороны моря, на окружающей часовню площадке находится памятный знак («Символ многовековой дружбы России и Кипра», установленный в 2011 г.), где было указано, что на расстоянии в 350м от берега, под водами Средиземного моря на глубине 15м находится подводный памятник — мемориальный каменный крест в память о всех невернувшихся моряках.

Примечательно, что почетную миссию в рамках международной акции «Europeanroots» с конечным пунктом назначения на Кипре — самой «восточной» точке Европы — выполнила команда российского круизного парусника «Бегущая по волнам».

В храме проводятся таинства крещения и венчания, по воскресеньям и большим церковным праздникам богослужения там идут на русском языке.

Адрес: ул. Пиния, 69, Протарас

Часовня-храм Айос Николаос, Протарас, Кипр

Храм Св. Косьмы Этолийского (р-н Айос-Афанасиас, Лимассол)

Строительство впечатляющего храма — первого на Кипре, посвященного этому замечательному святому, велось в период с 2005 по 2011 годы. На идею его создания прихожан прежней церкви Св. Элефтериоса вдохновили проповеди митрополита Флоринитиса о пророчествах св. Косьмы.

Святой Косьма, уроженец Этолии (Греция), был православным просветителем и широко признанным пророком Нового времени. Он много странствовал, проповедовал и создал 100 школ в Греции, Македонии, Албании и в других соседних землях. При жизни святого почитали за нового апостола, однако в Албании его схватили по навету местных иудейских торговцев, обвинивших того в шпионаже в пользу Российской империи. Св. Косьма был казнен в 1779 году, а в апреле 1961 года канонизирован.

Его мощи ныне хранятся частично в Археологическом музее г. Фиери (Албания), частично в соборе Благовещения в Афинах.

Им были даны многочисленные пророчества [15], часть из которых успела сбыться, а другие все еще ждут своего часа... Во времена Греческой революции 1821 года появились такие слова с обращением к святому:

Помоги, святой Георгий,
Помоги, святой Косьма,
Вновь нам взять Константинополь
И святой Софии храм [16].

Память святого празднуют 6 сентября. При храме открыты книжная лавка и читальный зал церковной литературы.

Адрес: ул. Харалампу Эвагору, стр. 41А, Лимассол
Телефон: (+357) 99483753
Сайт и контакты: www.agioskosmas.org, agioskosmas@outlook.com

 

Румынская православная церковь Св. Кириякии и Св. Иоанна Крестителя (ориг.: Sfânta Mare Muceniță Chiriachi și Sfântul Cuvios Ioan)

История ее появления такова: румынская диаспора, появившаяся на острове после 1990 года, пригласила в 1995 году священнослужителей-соотечественников на Кипр, так как местное духовенство проводили службы только на греческом.

В начале 2010 года Чиприан Мега прибыл по личному приглашению митрополита Тамасосского и был рукоположен во священники. Осенью 2012 г. состоялось открытие храма.

Уникальной для Кипра архитектуры полностью деревянное строение было возведено силами румынской общины в деревне Эпископьо (никосийский регион, по соседству от Тамасосской митрополии) в 2012 году. Храм относится к т.н. «мамурешантской архитектуре», характерной для северных регионов Румынии.

Внутри и снаружи покрыт резьбой, а также имеет невысокий, но запоминающийся резной иконостас с 24 иконами. Богослужебные языки: румынский и греческий.

Контакты: (+357) 96304329, preot@bisericaromaneasca.ro

 

Собор Панагии Пантанасса Католики в Лимассоле

Один из крупных храмов в ведении КПЦ, что в центре города, был выстроен в 2012 году.

Его главная особенность заключается в том, что богослужения в нем ведутся на церковно-славянском языке. Внутреннее убранство c великолепными фресками на синем фоне выполнено в духе современной интерпретации русского зодчества XVII-XVIII веков.

При этом архитектура храма является типичной для христианских сооружений современного нам Кипра.

Храм открыт по субботам и воскресеньям.

Адрес: ул. Элладос, Лимассол
Телефон: (+357) 25740212

 

Храм Святого Апостола Андрея Первозванного и Всех Святых, в земле Русской просиявших

Так звучит полное название новой русской церкви, открытой в Эпископьо (1 мая 2017 года), на территории Тамасосской митрополии. В храме хранятся частицы мощей русских святых.

Идея создания первого русского храма в окрестностях Никосии принадлежит митрополиту Исайе. По его словам [17], будучи выпускником Троице-Сергиевой Лавры, он хотел когда-то выстроить в благодарность россиянам деревянную церковь. После состоявшейся встречи с меценатом В. Заренковым, теперь уже ими обоими было принято решение о возведении каменного храма на территории митрополии с характерными русским колоритом и размахом.

Росписи, как и иконы иконостаса (всего 90) выполнены русскими живописцами из Москвы и Санкт-Петербурга.

Этот пятиглавый (купола были отлиты в Воронеже) храм строился во имя Андрея Первозванного — основателя Вселенского патриархата (Константинопольской ПЦ) и покровителя Русской церкви.

Его возведение как бы символизирует единение трех Церквей.

Адрес: д. Эпископьо, ул. Ставру Стилианиди
Контакты: Дионисос Коптидис (секретарь), grammateia@imtamasou.org.cy, (+357) 22465465
Сайт: www.imtamasou.org.cy

 

Айос Арсениос (Каппадокийский)

Этот масштабный для Кипра храм с великолепным декором белым мрамором и мозаиками был заложен еще в начале 2002 года, а строительство сумели завершить только в 2018 г.

Преподобный Арсений Каппадокийский (1840-1924 гг.), архимандрит и подвижник в течение 55 лет служил в Фарасе, наставляя в вере представителей греческого анклава, над которыми довлела постоянная угроза уничтожения. Имел дар прорицания и исцеления многочисленных страждущих. Известно немалое число посмертных чудес, что позволило причислить его к лику святых в 1986 году.

Храм, выстроенный из камня местной породы в архаичном виде трехнефной раннехристианской базилики с характерной высокой кровлей, имеет впечатляющую колокольню (высотой 34м) с 5-ю колоколами, привезенными специально из Эпируса.

Колоннады со 124-мя колоннами коринфского стиля главного пространства и верхнего яруса (т.н. «женского» балкона) символизируют собой другие «столпы» — апостолов, как бы шествующих вместе с верующими к алтарю.

Интересен декор полов: мраморные плиты выложены узором из восьми пересекающихся между собой «алмазов», заключенных в круге, которые символизируют 8-й день творения.

Храм может вместить до 1000 человек.

Добраться: деревня Киперунта, Е 909.

 

Христианская церковь в свое время стала главенствующим духовным институтом в ряде стран, включая Кипр, и не только благодаря воспринятому многими последователями учению. Во многом потому, что сумела приспособиться к реалиям, оправдав для себя существующий порядок. По этой причине она не только получила мощную поддержку государства, но и с давних времен (особенно в эпоху Византийской империи) традиционно выступает на стороне правителей и время от времени старается добиваться и светской власти. Не случайно еще в древности догматы становились государственными уложениями.

Вспомним слова, приписываемые апостолу Петру: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым...» (1 Пет.2:13-17) [18]»

Не секрет, что сегодня позиции Церкви даже на Кипре, где традиции особенно чтут и хранят, давно не те, какими они были всего лет 30-40 тому назад. Те, кто искренне продолжает следовать этому вероучению, в наше время в чем-то подобны первохристианам. Церковь как институт заметно отдалилась от своей паствы. Ее организующего начала, как и в первые годы существования христианства, попросту нет в обиходной жизни верующего... Вера истинная есть способ «установить контакт», осмысленно приблизиться к Высшему, и идет она из сердца каждого уверовавшего.

Нынешние предстоятели истинным христианином видят того, кто, по их словам, способен преображаться и желает этого. Одной из основных задач для сохранения позиций Церкви высшее духовенство называет изыскание путей сближения с людьми, чтобы укреплять их и помогать справляться с горестями и проблемами.

А что же происходит на практике, в реальной жизни?

К сожалению, автору, как и некоторым из опрошенных православных греков-киприотов, которые до сих пор хотя бы изредка бывают в храме, пришлось на своем опыте столкнуться если не с лицемерием, то уж точно с редким равнодушием некоторых представителей КПЦ. Речь, как вы догадались, пойдет о нынешних приходских священниках.

Это «духовенство», участливо расспрашивая о житие-бытие, не преминет «ответственно» — с позиции духовного и ведающего тайны пастыря, — заявлять каждый раз: «Ты не думай, не анализируй, а верь!». При этом если член прихода сталкивается с действительно сложной для себя ситуацией и уже почти отчаявшись найти ответ, обращается к такому «отцу/падре» хотя бы за поддержкой мудрым словом, в ответ рискует услышать лаконичное: «Что же ты хочешь, я же просто человек!».

Остается надеяться, что подобные чиновники от Церкви с таким достоинством и важностью носящие свои облачения и вдохновенно читающие проповеди в храмах, однажды вспомнят, ради чего они выбрали эту непростую стезю и примут должную сану ответственность за тех, кого, как и в давние времена ласково именуют своей паствой.

 

Источники и литература:

  1. Онлайн-ресурс
  2. AboutCyprus. 2000. Press and Information Office, Printed by Thekona Ltd.
  3. Conquest of Cyprus by Richard I (1191) — Two Accounts. By Nicolas Agrait. 2013. from Excerpta Cypria: Materials for a History of Cyprus and an Attempt at a Bibliography of Cyprus, edited by Claude D. Cobham (Cambridge, 1908).
  4. Stephen Mitchell, Phillipp Pilhofer, Early Christianity in Asia Minor and Cyprus: from the margins to the mainstream. Ancient Judaism and early Christianity, 109. Leiden; Boston: Brill, 2019.
  5. Зоитакис Афанасий. Житие и пророчества Косьмы Этолийского. М., 2007.
  6. Кипр — остров Святых. 2008. Путеводитель паломника. Кипрская Организация по туризму (КОТ).
  7. Книга хожений: Записки русских путешественников XI-XV вв. (Антология) / Сост. Н. Прокофьев. — М.: Советская Россия, 1984.
  8. Кривцов Н.В. Кипр: остров богов и святых. Исторический путеводитель. М.: Вече, 2002.
  9. По острову Святых. Маршрут по Кипру паломнический. Составитель и автор вступительной статьи: Евгения Кондакова-Теодору. Metore Projects LTD., 2019.
  10. Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр, 2008.
  11. Соколов И.И. Кипрская Православная Церковь. «Богословская Энциклопедия». Том X. Составлен под редакцией д-ра проф. Н.Н. Глубоковского. СПб, 1909.
  12. Энциклопедический словарь Брокгаузена и Эфрона: в 86Т. — СПб., 1890-1907.

[1] Подробнее.

[2] Подробнее.

[3] По информации.

[4] Синод КПЦ состоит из архиепископа, пяти епископов и викарных архиереев.

[5] Подробнее.

[6] В данном случае, книга (список-поминальник), где перечислены имена для поминовения в ходе богослужения или в частной молитве.

[7] По материалам: Кириллина Т. Вода живая, 2011. Подробнее.

[8] Подробнее.

[9] КПЦ признает старшинство патриарха в Константинополе, но при этом сохраняет полную административную автономию и, повторим, управляется собственным архиепископом.

[10] Исторически румынские территории находились в церковной зависимости от различных поместных Церквей. В XVIII веке во время русско-турецких войн, которые велись не только за контроль над Северными Причерноморьем и Кавказом, но и за права христиан, проживавших в пределах Османской империи, — они временно переходили в управление Русской Православной Церкви (здесь РПЦ), а в XIX веке уже принадлежали к Константинопольскому патриархату.

Среди сонма святых и подвижников наиболее почитаемыми у православных румын являются русский старец-подвижник Паисий Величковский (1722-1794 гг.), преп. Димитрий Басарбовский (XVII в.) и афонский монах св. Никодим Тисманский (-1406 г.).

[11] Имеется видеоролик на Youtube (ТВ-передача велась на турецком языке).

[12] Благодаря официальному признанию со стороны США, куда направлялся ранее основной широкий поток краденных сокровищ, угрозы исчезновения культурного наследия Кипра (на тот же аукцион Sotheby’s), в 1999 и 2003 годах Минфином США были введены чрезвычайные ограничения на импорт «византийских культовых этнологических материалов с Кипра».

К 2002 г. относится подписание Меморандума о взаимопонимании (Memorandum of Understanding, MOU); позднее он несколько раз дополнялся и обновлялся.

Подробнее интервью посла РК в США г-на Андреаса Какуриса для The Christian Post читайте здесь.

[13] В ряде источников называется и другая цифра: 514.

[14] Взято здесь.

[15] До нашего времени сохранились и были изданы «Поучения», «Слова», пророчества и притчи Косьмы Этолийского. Их можно найти также онлайн, например, здесь.

[16] Источник.

[17] Полный текст интервью с митрополитом читайте здесь.

[18] Цитируется.