Кино | 28

Пчелы здесь не при чем: что такое фильмы категории B

Пчелы здесь не при чем: что такое фильмы категории B

Дешево, плохо, но с огоньком — так можно описать фильмы, о которых мы сегодня вам расскажем. Не все фильмы могут быть как «Паразиты» и получить международное признание. Некоторые могут получить разве что награду в номинации «Так Плохо, что Хорошо». Но что за история у этих фильмов и каково их место в мировом кинематографе?

Давным-давно, в далеком-далеком Голливуде в его золотые годы привычная современным зрителям схема показа одного фильма на одном сеансе была не так распространена. Изначально, в эпоху немого кино перед фильмами показывали живые представления, мультфильмы, хроники или даже новостные ролики. С конца 1920-х годов, во время перехода к звуковому кино, от этих бонусов стали отказываться. Вместо них распространялась практика сдвоенных сеансов (double feature) — перед основным фильмом, «звездой», ради которой и пришли зрители, показывали более дешевый фильм.

Производство таких фильмов было даже выгоднее, чем создание качественных короткометражек — киностудии заключали многолетние контракты с актерами и могли заставить их сниматься как в значительных проектах, так и в различном ширпотребе. Эти «продукты с содержанием кино» обязательно шли в нагрузку с нормальными фильмами, и у кинотеатров не было возможности отказаться от их покупки, иначе главные хиты нельзя было получить. Кстати, часто фильм B покупали вслепую — зачем перебирать, если качество все равно так себе?

Несомненно, в подобных фильмах были и свои плюсы. В первую очередь, они закрепляли популярность новых жанров кино — вестернов, ужасов, фантастики. У этих жанров были свои поклонники, которых становилось больше благодаря сдвоенным сеансам. К тому же, многие актеры становились знамениты именно в рамках своего жанра.

Самый известный вампир Голливуда — Бела Лугоши

Главным же несомненным плюсом фильмов категории В была и остается бόльшая свобода действий. В то время как большие проекты вынуждены были держаться в рамках и использовать проверенные художественные приемы, мелкие фильмы экспериментировали со спецэффектами, сюжетными ходами, монтажом. Не стеснялись режиссеры низкобюджетных фильмов использовать элементы эротики и испытывать границы дозволенной этики. Это возмущало консервативную общественность, хотя эти возмущения были не новы — выпущенный в 1896 году фильм «Поцелуй» так же поверг в шок религиозных кинозрителей. В 1930 году это привело к принятию кодекса Хейса — по сути, своду правил цензуры фильмов. Запрещалось показывать межрасовые отношения, любой намек на сексуальность, роды, высмеивать духовенство (зато можно было оскорблять атеистов) — и это лишь часть запретов. Конечно, снимать фильмы, не соответствовавшие кодексу, не запрещалось, но в широкий прокат они тогда не допускались. Отменили кодекс Хейса только в 1967 году.

В режиме «два ради одного» кинотеатры проработали аж до 1948 года, пока один из прокатчиков не подал в суд на студию Paramount Pictures; дело получило название «Соединенные Штаты против Paramount Pictures». В итоге суд признал незаконным такое навязывание второсортных лент кинотеатрам. Кинокомпаниям пришлось резко сократить количество выпускаемых фильмов и увеличить бюджеты своих проектов, а производство низкобюджетных картин отошло независимым студиям, которые получили возможность работать с крупными прокатчиками. Считается, что с этого времени начался закат Золотого века Голливуда.

А у Б-фильмов, наоборот, все оказалось впереди. Кодекс Хейса перестал быть помехой, ведь независимые студии не боялись провала в прокате — уже возможность работать с крупными прокатчиками, пусть и не на широкую аудиторию, стала большой удачей. Примерно в то же время американцы стали массово покупать телевизоры, и Б-фильмы открыли для себя новую площадку — телевидение.

Американская семья смотрит телевизор, 1950-е

Кстати, сама схема сдвоенных сеансов исчезла не сразу — особенно востребована она оказалась у уличных кинотеатров (drive-in — фильм можно посмотреть из своей машины, а звук транслируется по радио на определенной частоте). После практика «два по цене одного» перешла на кассеты и диски, а сейчас переродилась в виде ночных нон-стопов и киноночей — согласитесь, на таком мероприятии есть фильм-звезда, который обычно крутят последним, и фильм или два, которые крутят «в нагрузку». Лично я так однажды сходила на «Марсианина» и ушла (вместе с половиной зала), как только выяснилось, что последний фильм, мягко говоря, публику не интересовал — из вежливости упоминать название не буду.

Несмотря на то, что моду все еще задавали киногиганты, маленькие киностудии быстро чувствовали, какой жанр оказывался на волне.

В 1930-е годы на волне популярности оказались вестерны — в это время они составляли до трети от всех фильмов, которые производили в Голливуде. Они удерживали свои позиции вплоть до 70-х. Хотя уже в 60-е жанр переживал кризис — новых сюжетов не предвиделось, все казалось заезженным. Но помощь жанру пришла откуда не ждали — из Европы и Японии (имя Акиры Куросавы вам о чем-нибудь говорит?). Особенно постаралась Италия — помните, как в «Однажды… в Голливуде» персонаж Ди Каприо сначала с презрением отказывается от участия в спагетти-вестернах, а потом от отчаяния соглашается? Да, Италия имела репутацию производителя ширпотреб-кино в жанре вестерн, хотя старт у нее был великолепный, если не сказать великий — «Долларовая трилогия» Серджо Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли. Хотя, возможно, именно эта трилогия и сделала спагетти-вестерны второсортными — ведь превзойти эти фильмы вряд ли кто-то смог, даже сам Леоне.

Кадр из фильма «Джанго» 1966 года, режиссер — Серджо Корбуччи

И несмотря на это, вестерны оставили большой след в истории кино (например, Хан Соло из «Звездных войн» — типичный герой с Дикого Запада, да и сама оригинальная трилогия, если убрать космос и силу, превращается в обычный вестерн). Даже самые провальные из них — это подтвердил Квентин Тарантино, сняв в 2012 году «Джанго Освобожденный», своеобразный оммаж спагетти-вестернам, а особенно — «Джанго» 1966 года. Это провальный ремейк фильма Куросавы «Наемник» с Франко Неро в главной роли — эдаким Клинтом Иствудом для бедных.

На смену вестернам в конце 40-х – начале 50-х пришел нуар. Это было мрачное, циничное кино с асоциальным главным героем и гнетущей атмосферой, которая подчеркивалась с помощью игры теней. Обязательно должна была присутствовать роковая женщина, пытающаяся соблазнить главного героя, который слишком стар для этого, постоянный дождь или туман, шляпы, плащи и, конечно, «дамский» револьвер (например, браунинг), из которого роковая женщина целилась в главного героя.

Интересно, что, хотя многие нуар-фильмы снимались «в нагрузку» к высокобюджетным фильмам, именно они считаются главным достоянием Золотой эпохи Голливуда. «Отчаянный», снятый в 1947 году Энтони Манном, получил высокие оценки критиков и поначалу даже имел успех в прокате.

Кадр из фильма «Попутчик»

Кроме того, одна из первых женщин-режиссеров работала в нише низкобюджетных нуаров — Айда Лупино. Ее первая и лучшая работа — «Попутчик» 1953 года по сценарию Дэниела Мэйнуоринга, который был в то время в черном списке Голливуда за свои прокоммунистические взгляды и поэтому не был упомянут в титрах.

Тем не менее, нуар был хоть и яркой, но короткой вспышкой в истории би-мувиз. В 50-е и 60-е гораздо сильнее сияли ужасы и научная фантастика — ведь именно в этот период сотворил свои лучшие кинопровалы «худший режиссер всех времен» Эд Вуд. О, Эд Вуд! Сколько прекрасных монстров от мира кино выдал этот удивительный человек. Самыми яркими из них стали «Невеста монстра», единственная из работ Вуда имевшая кассовый успех, и «План 9 из открытого космоса», один из последних фильмов с готической иконой Вампирой в исполнении прекрасной Майлы Нурми.

Вуд любил снимать с одного дубля по 20-30 сцен в день. Главной особенностью его фильмов была невероятная их дешевизна. Серьезно — однажды Эд Вуд украл резинового осьминога со склада одной киностудии для «Невесты монстра». Правда, во время своего великого преступления он оторвал осьминогу щупальце и забыл мотор, который приводил чучело в движение — пришлось просить Белу Лугоши притвориться, что осьминог душит актера.

Истории съемок каждого фильма Эда Вуда настолько эпичны, что в 1992 году про него написали книгу, а Тим Бертон спустя два года снял по ней фильм с Джонни Деппом в главной роли.

Кадр из фильма «Невеста монстра»

Но не Эдом Вудом единым. Не стоит забывать классический фильм «Вторжение похитителей тел» 1956 года, который имел невероятный успех и стал объектом споров — была ли это иллюзия на коммунистическую угрозу для США или, наоборот, антимаккартистская пропаганда. Режиссер Дон Сигел же убеждал всех, что просто снял фильм про вторжение инопланетян.

Ремейк японского «Годзиллы», снятый в 1954 году, повлек за собой серию фильмов о морских монстрах, облученных радиацией — вроде «Твари из Черной лагуны» (1954) и «Это прибыло со дна моря» (1955). Завершилась эта феерия дилогией «Невероятно огромным человеком» (1957) и его сиквелом «Война великана» (1958). Главный герой фильмов стал одним из прототипов Невероятного Халка (помимо «Доктора Джекила и мистера Хайда»).

Еще один прием, который переняли у низкобюджетного кино, — большие затраты на рекламу. 1959 году Embassy Pictures выкупила права на итальянский фильм «Подвиги Геракла» и, чтобы повысить сборы, рискнули потратить 1,5 миллиона долларов на рекламную компанию. Риск оправдался — фильм имел кассовый успех, несмотря на свою посредственность. Позднее эту тактику будут использовать все студии Голливуда.

60-е стали временем борьбы с устаревающим кодексом Хейса. А началось все с фильма «Психо» (1960) Альфреда Хичкока, который нагло нарушил многие правила кодекса и собрал в прокате 50 миллионов долларов и породил множество подражателей. Кстати, сам Хичкок свой фильм к категории В не относил. Первые слэшэры и сплэттеры появились именно в это время — режиссеры пытались превзойти знаменитую сцену в душе. Это стало началом эры эксплуатационного кино.

Кадр из фильма «Быстрее, кошечка! Убей! Убей!» (другой вариант — «Мочи, мочи их, киска!»)

Первые два правила кодекса, которые стали нарушать режиссеры — запрет на эротику и жестокость — часто в одном и том же проекте. Одним из самых известных эксплуатационных фильмов в сексуальной тематике (сексплуатационное кино) стал «Быстрее, кошечка! Убей! Убей!» 1965 года, который был полон эротических намеков, но откровенной обнаженки не показывал. Крупные кинотеатры редко соглашались крутить у себя подобные провокационные фильмы, и тут на помощь эксплуатационному кино пришли грайндхаусы.

Не забывал Голливуд продемонстрировать и мужскую сексуальность, и на помощь пришел пеплум — жанр кино о греческих и библейских героях, которых обычно играли культуристы. Одним из них был Стив Ривз, сыгравший Геракла в серии фильмов о его подвигах. А в 1969 году происходит знаменательное событие — выходит «Геркулес в Нью-Йорке», открывший миру необъятную мощь таланта и харизмы простого австрийского парня Арнольда Шварцнеггера.

Поражением для кодекса Хейса стала вышедшая в 1968 году «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро. Наследник «Вторжения похитителей тел» поднимал острые вопросы расового неравенства и вторжения США во Вьетнам и высмеивал жанровые клише. В том же году кодекс официально отменили.

Стык 60-70-х годов ознаменовался торжеством хиппи-культуры среди категории В. Главным фильмом стал «Беспечный ездок» (1969) Денниса Хоппера, который высмеивал рабочий класс США и эксплуатировал тему наркотиков и культуры байкеров и хиппи.

Наступили 70-е и эксплуатационное кино цвело полным цветом. Пожалуй, в первую очередь, помимо перерождения вестерна, это десятилетие запомнилось блэксплотейшн-фильмами с их фанком, соулом и прическами афро. Сняты они были черными режиссерами с черными актерами на главных ролях для черной аудитории. Первым таким фильмом стал «Хлопок прибывает в Гарлем» 1970 года, но тон всему жанру задал «Свит Свитбэк: Песня мерзавца» (1971) Мелвина Ван Пиблза. Это был смелый, даже дерзкий проект, и сложно сказать, что поразило публику больше — порнографические сцены или манифест черной американской революции.

Кадр из фильма «Свит Свитбэк Песня мерзавца»

Другой жанр фильмов категории В в 70-е — фильмы о восточных единоборствах или «фильмы кунг-фу», которые стали популярны благодаря работам с участием Брюса Ли. Это и «Повелитель летающей гильотины» (1976), и «Боевой маг» (1977), и «Черный самурай» (1976) — своеобразный коллаб блэксплотейшена и кунг-фу.

В то же время на полуночных сеансах эпатировали публику фильмы с концепцией контркультуры, вроде «Розовых фламинго» (1972). Но больше всех сиял, разумеется, фильм «Шоу ужасов Рокки Хоррора» (1975) — пародия на клише научной фантастики категории В, породившая собственное субкультурное движение.

Эксплуатационное кино стало тренировочной площадкой для многих режиссеров и подарило миру такие культовые фильмы, как «Техасская резня бензопилой» (1974) и «Хэллоуин» (1978). Тоуб Хупер и Джон Карпентер зарекомендовали себя, а слэшеры не только обрели четкие каноны, но и захватили кинотеатры в следующее десятилетие.

Среди слэшеров, кунг-фу и пеплумов выделяется «Безумный Макс» (1979) Джорджа Миллера — дистопический боевик с молодым Мэлом Гибсоном в главной роли. Бюджет фильма был настолько мал, что роль бандитов сыграли местные байкеры, а одна из сбитых всмятку машин принадлежала режиссеру. Многие идеи, которые Миллер продумал еще во время съемок первого фильма, удалось реализовать только в сиквелах — в основном, в «Воине дороги» и «Дороге ярости». «Безумный Макс» попал в книгу рекордов Гиннеса по наивысшему соотношению прибыли и бюджета, где продержался до 2000 года, когда вышла «Ведьма из Блэр».

В 1973 году еще никому неизвестный Джордж Лукас при финансовой помощи Фрэнсиса Форда Копполы выпускает малобюджетный Б-фильм «Американские граффити». Фильм имеет оглушительный успех, несмотря на то, что прокатчики не возлагали на него никаких надежд. «Американские граффити» открыли Лукасу дорогу в мир большого кинематографа, и тот воодушевленно стал продвигать эксплуатационное кино в индустрию фильмов категории А. Да, вы правильно поняли: «Звездные войны» и «Индиана Джонс» — фильмы «низкого» жанра, хоть и сняты на большие деньги, и изначально студии не были уверены в их успехе. Другим эксплуатационным фильмом с высоким бюджетом стал «Челюсти» молодого Спилберга.

Постер к фильму «Пиранья» (1978) — дешевой версии «Челюстей»

С одной стороны, эти фильмы помогли американской киноиндустрии переосмыслить себя и открыть новые пути. Но это же стало тяжким ударом для фильмов категории В, которые потеряли свою уникальность, — в итоге множество мелких независимых студий обанкротились. Забавно, что, если бы «Крепкий орешек», «Один дома» или «Вспомнить все» вышли на 20-30 лет раньше, то они бы принадлежали к категории В из-за своего «низкого жанра».

Итак, в 80-90-е жанр переживает кризис. В основном, на долю малобюджетных фильмов приходятся дешевые подделки громких фильмов ужасов и боевиков. Золотых самородков среди них слишком мало, но на фоне других Б-фильмов они действительно выделяются. В первую очередь, это «Зловещие мертвецы» (1981) Сэма Рейми, которые стали объектом для критики со стороны религиозных организаций и цензуры. Тем не менее, «Зловещие мертвецы» выдержали все нападки и дополнительно обзавелись несколькими сиквелами, комиксами и играми, а Эш Уильямс стал одним из знаковых героев ужасов — не иначе как бум-палка помогла.

После Сэма Рэйми был Уэс Крэйвен со своим «Кошмаром на улице Вязов» (1984), который по меркам того времени относился к категории В. После успеха фильма компания New Line Cinema ушла от категории В к высокобюджетным фильмам.

Обязательно стоит упомянуть снимавшийся несколько лет на студенческую стипендию «В плохом вкусе» (1987) Питера Джексона. Фильм, при бюджете в 26 тысяч долларов и с нехваткой актеров (сам режиссер сыграл сразу несколько ролей), попал на Каннский кинофестиваль и удостоился положительных рецензий.

Кадр из фильма «В плохом вкусе»

Многие малобюджетные фильмы, выпускавшиеся независимыми студиями в 90-е, были скорее близки к независимому кино или даже арт-хаусу, чем к категории В. На стыке этих трех категорий находится «Криминальное чтиво» (1994). Квентин Тарантино, большой фанат эксплуатационного кино, добавил в свою работу множество отсылок на известные низкобюджетные фильмы (как и в остальные свои проекты). Кто-то из критиков называет это воровством, но лично я считаю, что это культурная отсылка, а Тарантино так высказывает уважение знаменитым киноделам (а уж «Однажды… в Голливуде» вообще можно назвать самым громким его признанием в любви к киноискусству).

Достойным малобюджетным проектом были «Клерки» (1994) Кевина Смита. Фильм с бюджетом меньше, чем 30 тысяч долларов, демонстрировался на Каннском фестивале и фестивале Сандэнс, где получил первое место. У «Клерков» были не просто сиквелы — вокруг них построилась целая вселенная View Askewniverse.

В нулевые на сцену вышел Томми Вайсо, и если в этот момент у вас в голове не заиграл хор ангелов, то приготовьтесь познакомиться с прекрасным. Человек, подаривший миру «худший фильм всех времен», с двух ног влетел в историю кинематографа со своей предельно серьезной и невероятно нелепой драмой «Комната» (2003). Ha ha, what a story, Mark. К сожалению, после «Комнаты» маэстро еще не успел снять фильмы, которые заставили наше сердечко трепетать, но мы не оставляем надежд.

Кроме Томми Вайсо так ярко выделиться в нулевые смог мало кто. Отличилась киностудия Asylum, выпуская свои мокбастеры (дешевые фильмы на ту же тему, что и популярные блокбастеры) на видео даже раньше, чем крупные киностудии успевали отправить свои проекты в кинотеатры. Большим плюсом для Asylum стало удешевление цифровых технологий, сделавшее их доступнее.

С другой стороны, в это время в категории В наметилась другая тенденция — культовые низкобюджетные фильмы создаются уже не в США, а в Европе и Азии. Это и шокирующая «Человеческая многоножка» (2009) нидерландца Тома Сикса, и фантастическая «Королевская битва» (2000) японца Киндзи Фукусаку.

Кадр из фильма «Королевская битва»

Уже в наше время наметились несколько основных тенденций в сфере малобюджетного кино. В первую очередь, крупные киностудии возвращаются к истокам, снимая недорогие фильмы, вроде комедий с Адамом Сэндлером, и сиквелы к своим собственным большим проектам, недотягивающие по уровню до первых частей, вроде продолжений «Звездного десанта» (иногда это получается случайно, хотя деньги вложены немалые, да, все «Терминаторы» после второго?).

В то же время именитые режиссеры и актеры намеренно уходят в независимое и малобюджетное кино — тот же Кевин Смит со своим «Бивнем» (2014) или Дэниел Рэдклифф, поразивший зрителем участием в драмедии «Человек — швейцарский нож», где он играет испускающий газы труп.

Классическими «бэшками» радует нас не только Asylum — так, на тему нациплотейшн Тимо Вуоренсола снял «Железное небо» (2012), а уж знаменитый фильм «Акулосьминог» (2010) вдохновил режиссеров на создание «Горных акул» (2014), «Озаркских акул» (2016) и, конечно же, шедевра «Акулий торнадо» (2013).

С каждым годом интернет все сильнее завоевывает себе пространство не только в кино, но и в нашей жизни. Появляются не только новые площадки для размещения своих проектов (в первую очередь, Youtube), но и способы найти финансирование (вроде Gofundme.com). Так Лина Данэм собрала со сторонних спонсоров бюджет для драмы «Крошечная мебель» (2010). Начинающих и независимых режиссеров берет под свое шефство компания Netflix, выпуская военную драму «Безродные звери» (2015), вестерн-альманах «Баллада Бастера Скраггса» (2018) или неонуар «Полярный» (2019). Большинство фильмов Netflix получают положительные отклики среди критиков.

Кадр из фильма «Безродные звери»

Последние десять лет растет популярность аниме — теперь это не странное пристрастие редких гиков, а один из обязательных пунктов программы уважающих себя киноманов (простительно не знать «Ванпанчмена», но пройти мимо работ Миядзаки… «мое уважение» вам не светит). Это навлекло на наши головы волну средненьких адаптаций аниме и манги — например, дилогии «Тетрадь смерти» (2006) и «Невероятные приключения ДжоДжо» (2017). Несмотря на то, что любители аниме недовольны экранизациями (спросите, к примеру, фанатов «Атаки титанов», что не так с live-action фильмом), западные кинокомпании делают первые шаги в этой нише, выпуская свои крупнобюджетные версии аниме «Призрак в доспехах» (2017) и «Алита: Боевой ангел» (2019).

-

Как видите, фильмы категории В — это не просто копеечные подделки, эксплуатирующее популярные темы. Влияние би-мувиз на киноиндустрию неоценимо — без них мы бы не получили «Чужого», «Матрицу», «Мачете» или экранизации «Властелина колец» и «Гарри Поттера». Большинство режиссеров и актеров, признанные мастерами своего дела, начинали с маленьких трэшовых проектов. Эти фильмы были как глоток свежего воздуха для «большого» Голливуда, ограниченного жесткими рамками и требованиями. Более того — сейчас стирается грань между дешевыми и дорогими фильмами (которые иногда так и тянет отнести к второсортному кино), и даже новичок может получить награду на кинофестивале. Хорошо это или плохо, каждый решает сам. А я, пожалуй, пересмотрю «Невесту монстра».

 

«Лучшие из худших»: наш топ фильмов категории В

 

План 9 из открытого космоса / Plan 9 from Outer Space, 1959

«Они здесь, это факт. И люди должны знать об этом!»

Рейтинг IMDB: 4.0

Жанр: Фантастика, ужасы

Возрастное ограничение: 12+

Что такое фильмы категории В (План 9 из открытого космоса)

Злые инопланетяне приземляются на нашей планете и приводят в исполнение «План 9». Они воскрешают умерших, и теперь жизни землян в опасности. Спасайтесь, смертные, ибо инопланетяне — самые злобные в космосе — и ожившие мертвецы идут за вами!

Это был последний фильм классического Дракулы — великого мастера ужаса Белы Лугоши. И не только его — компания Reynolds Pictures перестала существовать после выпуска «Плана 9 из открытого космоса». Это был ее единственный фильм — впрочем, неудивительно.

 

Клоуны-убийцы из космоса / Killer Klowns from Outer Space, 1988

«И что вы будете делать с этими пирогами, парни?»

Рейтинг IMDB: 6.2

Жанр: Фантастика, ужасы, комедия

Возрастное ограничение: 12+

Клоуны-убийцы из космоса, 1988

Вам было мало «Оно»? Хотите больше грима, красных носов и огромных ботинок? Что ж, вам повезло! Специально для таких коулрофилов, как вы, Стивен Чиодо, автор таких известнейших короткометражных фильмов, как… — да вы и сами знаете! — снял «Клоунов-убийц из открытого космоса». Чужой, хищник — щемитесь! Эти ребята покажут, кто владеет космосом. И самое жуткое в инопланетных клоунах-убийцах — никто не воспринимает их как серьезную опасность. Как же люди в небольшом американском городке (ведь всем известно, хочешь чего-то добиться — начинай с малого) смогут избежать истребления?

 

Геркулес в Нью-Йорке / Hercules in New York, 1969

«Как смеешь ты трогать Геркулеса!»

Рейтинг IMDB: 3.3

Жанр: Фэнтези, приключения, комедия

Возрастное ограничение: 12+

Геркулес в Нью-Йорке, 1969

Это было до Коммандо. Это было до Терминатора. Это было даже до Конана-варвара. Это был Геркулес! И Геркулес посетил Нью-Йорк, ведь ему стало скучно на Олимпе. Действительно, что интересного можно увидеть среди бессмертных и всемогущих, когда у смертных есть диско, женщины и карьера бодибилдера. И да — если так свести губы, Геркулес кажется божественнее.

 

Железное небо / Iron Sky, 2012

«Все президенты, которые начинают войну в свой первый срок правления, избираются на второй».

Рейтинг IMDB: 5.9

Жанр: Боевик, приключения, комедия

Возрастное ограничение: 16+

Железное небо, 2012

Что находится на темной стороне Луны? Инопланетяне? Кладбище древних астронавтов? Скучные кратеры? Брэд Питт, пытающийся добраться до космической базы? А как насчет недобитых нацистов, сбежавших на Луну в конце войны? И эти самые нацисты планируют напасть на Землю и установить там свой порядок! Кто сможет остановить их?

 

Акулье торнадо / Sharknado, 2013

«Эй, чувак, у тебя акула в бассейне».

Рейтинг IMDB: 3.3

Жанр: Боевик, приключения, комедия

Возрастное ограничение: 16+

Акулье торнадо, 2013

В 2012 году весь мир ждал конца света, который должен был наступить, если верить ацтекскому календарю. Человечество ждало атаки инопланетян, ядерной войны или природного катаклизма. Никто не ожидал, что настоящий апокалипсис наступит в 2013 году в южной Калифорнии в виде торнадо. Вопреки всем законам природы — и логики — акульего торнадо. И неизвестно, что пугает больше — акулы, уничтожающие все на своем пути, или компьютерная графика, характерная для печально известной кинокомпании The Asylum.

 

Капля / The Blob, 1958

«Простите, мы просто искали монстра».

Рейтинг IMDB: 6.4

Жанр: Фантастика, ужасы

Возрастное ограничение: 12+

Капля, 1958

Мы боялись маньяков. Мы боялись зомби. Мы боялись вампиров. Мы боялись инопланетян. Теперь людям необходимо подготовиться к новой напасти — инопланетной плотоядной… сопле. Точнее, амебе. Она поглощает всех на своем пути и становится больше, и почти ничто не может ее остановить — ни полиция, ни армия. Ее главный враг затаился в наших холодильниках…

 

Остров динозавров / Dinosaur Island, 1994

«Пора надрать зад монстрам!»

Рейтинг IMDB: 3.8

Жанр: Приключения, комедия, фэнтези

Возрастное ограничение: 16+

Остров динозавров, 1994

Новая статья в раздел наших кинорецептов: смешайте «Чудо-женщину» и «Парк Юрского периода», уберите все клеевое, что есть в этих двух фильмах, и добавьте полуобнаженных женщин. Разбавьте все это слабым сценарием-пародией на Кинг-Конга и вы получите удивительный в своей нелепости «Остров динозавров».

 

Это прибыло со дна моря / It Came from Beneath the Sea, 1955

«В следующий раз, когда я буду плыть по этим водам, у меня будут с собой торпеды с боеголовками».

Рейтинг IMDB: 6.0

Жанр: Фантастика, ужасы

Возрастное ограничение: 12+

Это прибыло со дна моря, 1955

В результате ядерных испытаний осьминог мутирует и вырастает до невероятных размеров. Ему мало смертей рыбаков, он жаждет крови — осьминог движется в сторону Сан-Франциско. Вероятно, он хочет засудить тех, из-за кого он попал под действие радиации, иначе непонятно, зачем ему вообще лезть на берег. Противостоят ему военные, которые совершенно не впечатлены этим монстром — после гигантских обезьян, пауков и муравьев гигантский осьминог кажется рядовым событием (или актерам просто лень играть).

 

Фокси Браун / Foxy Brown, 1974

«Вечеринка окончена, Оскар. Пошли».

Рейтинг IMDB: 6.5

Жанр: Боевик, триллер, криминал

Возрастное ограничение: 18+

Фокси Браун, 1974

Фокси Браун решает отомстить наркодилерам, которые убивают ее возлюбленного — федерального агента Далтона Форда. Фокси Браун красива и смертельно опасна. Наркоторговцам следует быть осторожнее — ведь за ними идет она, Фокси Браун.

Несмотря на третье место в топе фильмов в жанре блэксплотейшн, «Фокси Браун» до сих пор считается спорным из-за расовых стереотипов, представленных в нем.

 

Варвары / The Barbarians, 1987

— Оставайся на месте, толстяк.
— Толстяк? Я?
— Ты.
— Ты кого назвал толстяком, лосяра?

Рейтинг IMDB: 5.0

Жанр: Боевик, приключения, фэнтези

Возрастное ограничение: 12+

Варвары, 1987

Что может быть лучше, чем Конан-варвар? Только два Конана-варвара! Вы помните накачанных братьев-близнецов из комедии «Няньки»? Представьте себе все то же самое, только без детей и в древние времена!

На заре мира новорожденных близнецов похищает тиран из другого племени Кадара. Несмотря на изнуряющий труд в каменоломне и скудный паек, братья растут настолько сильными, что любой культурист им позавидует (срочно узнавайте диету рабов доисторических времен!). Однажды они узнают, что королева их родного племени в заточении у Кадара. Братья отправляются на квест по ее спасению.

 

Робот-монстр / Robot Monster, 1953

«Покажитесь. Я обещаю вам безболезненную смерть».

Рейтинг IMDB: 3.0

Жанр: Комедия, ужасы, фантастика

Возрастное ограничение: 12+

Робот-монстр, 1953

Ужасный монстр Робо-век, который больше похож на гориллу с футуристичным телевизором на голове, уничтожил все человечество, кроме восьмерых людей. Он намеревается уничтожить остатки homosapiens, но в один день он начинает испытывать чувства. Поможет ли это оставшимся людям?

 

Смертельная добыча / Deadly Prey, 1987

«Мне нравится быть на стороне победителей. Полезно для здоровья».

Рейтинг IMDB: 5.3

Жанр: Боевик, триллер

Возрастное ограничение: 16+

Смертельная добыча, 1987

Помните, как в детстве, посмотрев «Рэмбо», вы, пафосно измазав лицо гуталином, убегали с друзьями играть в войнушку? Одна команда была «хорошая», а другая «плохая», и вы, не имея внятного сюжета в голове, просто шутливо дрались палками, которые изображали мачете, и сидели в засаде в соседних кустах. А теперь представьте, что все это же сделали взрослые люди, только зачем-то сняли на камеру и прокатили в кинотеатрах.

Чтобы натренировать идеальных наемников-убийц, бывший военный Хоган организовывает похищение людей с улиц, чтобы сделать их мишенью. Но однажды они похищают ветерана Вьетнамской войны, который может задать им жару.

 

Мак и я / Mac and Me, 1988

— Ну и что мы будем делать?
— Не знаю. Пусть он танцует, и они подумают, что это плюшевый медведь.

Рейтинг IMDB: 3.4

Жанр: Приключения, фэнтези

Возрастное ограничение: 6+

Мак и я, 1988

Если бы у Стивена Спилберга при создании «Инопланетянина» отсутствовали деньги, талант и было только желание заработать на навязчивом продакт-плейсменте (даже имя персонажа — отсылка к бургерам), то получился бы «Мак и я».

Мак — ребенок-инопланетянин, живущий на пустынной планете. Случайно его и его семью захватывает исследовательский зонд НАСА и забирает с собой на Землю. Семья инопланетян уходит в пустыню, а Мак, прячась от преследующих его федералов, попадает в семью матери-одиночки и ее двух сыновей.

Знаете, хоть у фильма и стоит рейтинг 6+, показывать его детям я бы не стала. Вы видели эти жуткие пустые глаза навыкате у персонажа, который должен быть няшкой? Вот и я в них на ночь заглянула. Испугало больше, чем все предыдущие фильмы ужасов вместе взятые.

 

Живая мертвечина / Braindead (или Dead Alive), 1992

«Они не совсем мертвые, они просто… немного гниют».

Рейтинг IMDB: 7.5

Жанр: Комедия, ужасы

Возрастное ограничение: 18+

Живая мертвечина, 1992

На самом деле, «Живая мертвечина» — фильм с самым высоким рейтингом в нашем списке, и это вполне заслуженно. Ведь режиссер — Питер Джексон. Да-да, тот самый, который «Властелин колец» и «Хоббит». И сам фильм — потрясающая пародия на жанр «зомби-хорроров».

С острова Черепа, где обитает Кинг-Конг, вывозят экзотическую крысообезьяну. Эта крысообезьяна, живущая теперь в зоопарке Веллингтона, кусает мать главного героя, которая постепенно превращается в зомби…

Можете поиграть в drinking game (игру на выпивание) во время просмотра — пейте каждый раз, когда зомби убивают новым способом. Но будьте осторожны — на сцене с газонокосилкой вы можете получить алкогольную интоксикацию.

 

Комната / The Room, 2003

«Я не бил ее! Не бил!.. О, привет, Марк».

Рейтинг IMDB: 3.7

Жанр: Драма

Возрастное ограничение: 18+

Комната, 2003

И вот он, главный среди мемов, титан среди актеров, бог всех режиссеров, да что уж там — создатель всех историй, гений кинематографа Томми Вайсо и его «Комната», собравший рекордные 1800 долларов в первые недели проката.

Признаюсь честно, когда я выбирала цитату к фильму, определиться я долго не могла — они все прекрасны и достойны упоминания. Было даже желание просто дать ссылку на подборку лучших моментов из фильма, но это слишком просто. Лучше посмотрите фильм и насладитесь им от начала до конца.

Драматичная история о любовном треугольнике между банкиром Джонни, его невестой Лизой и его лучшим другом Марком.

«Комната» стала настолько культовой, что в 2017 году вышел биографический фильм о съемках «Горе-творец» по мемуарам Грега Сестеро — актера, сыгравшего Марка.


Фильмы категории Б — жанр, где можно найти золотые самородки. Даже если они окажутся всего лишь дисульфидом железа, удовольствие, которое вы получите при просмотре от наивного сюжета, кукольных спецэффектов, ПеРеИгРыВаНиЯ или недоигрывния, будет настоящим.

Автор: Кира Шмелева